ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ

Программа на языке Паскаль близка по своему виду к описанию на алгоритмическом языке. Если сравнить алгоритм решения задачи рассматриваемой ранее с соответствующей программой на Паскале:

Необходимо создать алгоритм для вычисления площади прямоугольно треугольника, если известны длины его катетов.

На алгоритмическом языке это будет выглядеть так:

На Паскале:

Структура программы на Паскале

Заголовок программы начинается со слова Program, за которым следует произвольное имя, придуманное программистом:

Program <имя программы>;

Имя программы, имена констант, переменных и других объектов программы называются ИДЕНТИФИКАТОРАМИ. Они записываются по правилам:

1. Имя должно лаконично отражать сущность объекта.

S,v,t - общепринятые обозначения;

Summa, N_max - значения суммы номера максимума.

2. Длина идентификатора не должна превышать 127 символов, но для Паскаля значимы только первые 63 знака.

3.
В запись идентификатора могут входить только цифры, английские буквы и знак подчеркивания.

4. Начинаться идентификатор должен с буквы или знака подчеркивания.

5. Маленькие и большие буквы в записи идентификаторов Паскаль не различает
.

Раздел описания переменных начинается со слова Var (variables – переменные), за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два типа числовых величин: вещественный и целый.

Слово integer обозначает целый тип (является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real.  Например, раздел описания переменных может быть таким:

var a, b: integer; c, d: real;

Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр; первым символом обязательно должна быть буква.

Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец).

В самом конце программы ставится точка:

begin

<операторы>

end.

Операторы ввода, вывода и присваивания

Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read или readln:

read(<список переменных>)

или readln(<список переменных>)

При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД>(<ENTER>).

Разница в выполнении операторов readln и read состоит в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого не происходит.

 

Вывод результатов происходит по оператору write или writeln:

write(<список вывода>)

или writeln(<список вывода>)

Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения.

Разница выполнения операторов writeln и write состоит в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.

Арифметические выражения

Арифметический оператор присваивания на Паскале имеет следующий формат:

<числовая переменная>:=<арифметическое выражение>

Арифметическое выражение может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций, круглые скобки. Кроме того в арифметических выражениях могут присутствовать функции.

Некоторые формы записи арифметических операций:

Действие

Результат

Смысл

2 + 3

5

плюс

4 - 1

3

минус

2 * 3

6

умножить

10 / 5

2

разделить

17 div 5

3

целочисленное деление

17 mod 5

2

остаток от целочисленного деления

Ещё несколько функций:

Pi

3.1415..

число пи

Frac(23.192)

0.192

дробная часть числа

Int(3.98)

3.0

целая часть числа

Round(5.8)

6

округление

Abs(-20)

20

абсолютная величина (модуль) числа

Random

0.73088

случайное число из диапазона (0-1)

Random(200)

106

случайное целое число из диапазона (0-199)

 

Правила записи арифметических выражений:

 

1.    Арифметическое выражение записывается в строку.

2.    Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций.

3.    Нельзя опускать знак умножения.

4.    Можно использовать только круглые скобки.

5.    Приоритет выполнения арифметических операций следующий:

     a)  Действия в скобках;

     б)  Вычисление функций;

     в)  Умножение, деление, DIV, MOD;

     г)   Сложение, вычитание;

 

Почти во всех языках программирования, и уж конечно в Паскале, в десятичных дробях принято вместо запятой ставить точку. Пример: 62.8- шестьдесят две целых восемь десятых.

Пунктуация Паскаля

Точка с запятой ставится в конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является разделителем переменных в разделе переменных и разделителем операторов. Текст программы заканчивается точкой.

В программу можно вставлять комментарии, они записываются в фигурных скобках.

Пример программы

Дана функция: y=12x-19. С клавиатуры вводится число x, программа должна вывести значение y.

Для вывода текста на экран необходимо ставить верхний апостроф в английской раскладке до и после выражения.

Задание: напишите программы для решения первых трех задач вашего варианта.