ЗНАКОМСТВО С ЯЗЫКОМ ПАСКАЛЬ
Программа на языке Паскаль близка по своему виду к
описанию на алгоритмическом языке. Если сравнить алгоритм решения задачи
рассматриваемой ранее с соответствующей программой на Паскале:
Необходимо
создать алгоритм для вычисления площади прямоугольно треугольника, если
известны длины его катетов.
На алгоритмическом языке это будет выглядеть так:
На Паскале:
Структура программы на Паскале
Заголовок
программы начинается со слова Program, за которым следует произвольное имя, придуманное программистом:
Program <имя программы>;
Имя программы, имена
констант, переменных и других объектов программы называются ИДЕНТИФИКАТОРАМИ. Они
записываются по правилам:
1. Имя
должно лаконично отражать сущность объекта.
S,v,t - общепринятые обозначения;
Summa, N_max - значения суммы номера максимума.
2. Длина
идентификатора не должна превышать 127 символов, но для Паскаля значимы только
первые 63 знака.
3. В запись идентификатора могут входить только
цифры, английские буквы и знак подчеркивания.
4.
Начинаться идентификатор должен с буквы или знака подчеркивания.
5. Маленькие и большие буквы в записи
идентификаторов Паскаль не различает.
Раздел
описания переменных начинается со слова Var (variables – переменные),
за которым идет список имен переменных через запятую. Тип указывается после
двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два типа числовых величин: вещественный и целый.
Слово integer обозначает целый тип
(является идентификатором целого типа). Вещественный тип обозначается словом real.
Например, раздел описания переменных может быть таким:
var a, b: integer; c, d: real;
Идентификаторы переменных составляются из латинских букв и цифр;
первым символом обязательно должна быть буква.
Раздел
операторов – основная часть программы. Начало и
конец раздела операторов программы отмечаются служебными словами begin (начало) и end (конец).
В самом конце программы ставится точка:
begin
<операторы>
end.
Операторы
ввода, вывода и присваивания
Ввод
исходных данных с клавиатуры происходит по оператору read или readln:
read(<список переменных>)
или
readln(<список переменных>)
При выполнении команды ввода компьютер ожидает
действий пользователя. Пользователь набирает на клавиатуре значения переменных
в том порядке, в каком они указаны в списке, отделяя их друг от друга
пробелами. Одновременно с набором данных на клавиатуре они появляются на
экране. В конце нажимается клавиша <ВВОД>(<ENTER>).
Разница в выполнении операторов readln и
read
состоит
в том, что после выполнения ввода по оператору readln экранный
курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору read этого
не происходит.
Вывод
результатов
происходит по оператору write или
writeln:
write(<список вывода>)
или
writeln(<список
вывода>)
Результаты выводятся на экран компьютера в порядке
их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные,
выражения.
Разница выполнения операторов writeln и
write
состоит
в том, что после выполнения вывода по оператору writeln экранный курсор
перемещается в начало новой строки, а по оператору write этого не происходит.
Арифметические
выражения
Арифметический оператор присваивания на Паскале
имеет следующий формат:
<числовая переменная>:=<арифметическое
выражение>
Арифметическое выражение
может содержать числовые константы и переменные, знаки арифметических операций,
круглые скобки. Кроме того в арифметических выражениях могут присутствовать
функции.
Некоторые формы записи
арифметических операций:
Действие |
Результат |
Смысл |
2 + 3 |
5 |
плюс |
4 - 1 |
3 |
минус |
2 * 3 |
6 |
умножить |
10 / 5 |
2 |
разделить |
17 div
5 |
3 |
целочисленное
деление |
17 mod
5 |
2 |
остаток
от целочисленного деления |
Ещё несколько
функций:
Pi |
3.1415.. |
число пи |
Frac(23.192) |
0.192 |
дробная часть
числа |
Int(3.98) |
3.0 |
целая часть
числа |
Round(5.8) |
6 |
округление |
Abs(-20) |
20 |
абсолютная
величина (модуль) числа |
Random |
0.73088 |
случайное
число из диапазона (0-1) |
Random(200) |
106 |
случайное
целое число из диапазона (0-199) |
Правила записи арифметических выражений:
1.
Арифметическое выражение записывается в строку.
2. Нельзя
ставить подряд два знака арифметических операций.
3. Нельзя опускать
знак умножения.
4. Можно
использовать только круглые скобки.
5. Приоритет
выполнения арифметических операций следующий:
a) Действия в скобках;
б) Вычисление функций;
в) Умножение, деление, DIV, MOD;
г) Сложение, вычитание;
Почти во всех языках
программирования, и уж конечно в Паскале, в десятичных дробях принято вместо запятой ставить точку. Пример:
62.8- шестьдесят две целых восемь десятых.
Пунктуация Паскаля
Точка с запятой ставится в
конце заголовка программы, в конце раздела описания переменных, является
разделителем переменных в разделе переменных и разделителем операторов. Текст
программы заканчивается точкой.
В программу можно вставлять
комментарии, они записываются в фигурных скобках.
Пример программы
Дана функция: y=12x-19. С
клавиатуры вводится число x, программа должна вывести значение y.
Для вывода текста на экран
необходимо ставить верхний апостроф в английской раскладке до и после
выражения.
Задание: напишите программы для решения первых трех задач вашего
варианта.