Методическое пособие

для подготовки к семинарским занятиям

по истории России

для учащихся 10-х классов с

углубленным изучением истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              ВВЕДЕНИЕ

 

 

   Работа над курсом истории России в классах с углубленным изучением истории имеет свои особенности и состоит из нескольких частей. Прежде всего следует сказать, что курс истории России изучается в значительно большем объеме, чем в основной школе. Поэтому во многом изучение предмета приближено к вузовскому курсу, что в дальнейшем, в период обучения в высших учебных заведениях должно помочь вчерашним школьникам адаптироваться к требованиям, предъявляемым в высшей школе. Кстати заметим, что история России в вузе является одним из предметов, обязательных для изучения на всех факультетах. На гуманитарных факультетах (историческом, юридическом, психологическом и др.) знание истории позволяет быстрее усвоить предметы гуманитарного профиля и смежные дисциплины.

   В силу выше сказанного работа над предметом предполагает не только усвоение лекционного материала и определенные навыки конспектирования, но и значительный элемент самостоятельной работы, заключающейся в подготовке к семинарским (или как пишут ряд авторов просеминарским) занятиям.

   Семинарские занятия предполагают развитие ряда навыков, полученных в среднем звене:

- умение самостоятельно находить рекомендованную учителем специальную литературу и ориентироваться в поисках необходимой информации;

- развивать навыки работы с историческим источником, знать основные приемы их классификации, уметь отличать исторический факт от исторического анекдота (в современном понимании);

- совершенствовать как устную, так и письменную речь;

- формировать умение осознанно разбираться в сложных исторических событиях, уважительно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, что несомненно будет способствовать развитию таких важных качеств, как патриотизм и гражданственность.

   Как правило, семинарам предшествуют лекционные занятия, которые вводят лицеистов в тему изучения. Семинары предполагают работу с фрагментами важнейших источников, привлечение специальной литературы, участие в своеобразных диспутах, подготовку небольших сообщений. Что касается последних, то непременным условием их подготовки является использование специальной литературы и попытку по возможности  свободного изложения материала, а не чтение его «с листа». Петр I в свое время, подчеркивая важность умения самостоятельно излагать свою точку зрения, говорил: «А впредь велю читать не по-писанному, дабы дурь каждого видна была». Одним словом, никто не отменял цитирования выраженный, фактов, цифр, но это необходимо органично включать в письменную и устную речь.

   К каждой теме семинарского занятия ниже даны подробные методические рекомендации, также приведена тематика лекций. Указана необходимая специальная литература.

   Ряд семинарских занятий предполагает работу с исторической картой (атласом), так как без знания основ исторической хронологии, исторической географии не возможно уяснение в полном объеме причинно-следственных связей.

   «История – священное зеркало народов» по словам Н.М.Карамзина предполагает также умение сравнивать многообразные противоречивые события родной истории с зарубежными, так как история народов нашей страны во многом развивалась как часть всемирной (достаточно взять такие явления, как расселение славян, культура разных эпох, внешняя политика и т.д.). В этом плане семинарские занятия должны помочь лицеистам воспринимать историю России как часть всемирной, уважительно относились не только к священной памяти предков, но и к наследию других народов, с которыми наше Отечество взаимодействовало.

   Кроме лекционных и семинарских занятий обучение истории в профильных классах предполагает такие формы контроля как коллоквиумы (зачетная работа по ряду тем), тестирование.

   Изучение истории – процесс творческий, и хочется пожелать при изучении исторического материала следовать словам И.Канта: учиться не мыслям, а мыслить, что предполагает постоянную систематическую работу по овладению основами исторического знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерное календарно-тематическое планирование курса «История России в IXXIX вв.»

             Лекции (136 часов)

             Семинары (70 часов)

1.     Введение в курс истории России: основные источники и концепции. (4 ч.)

2.     Народы России в Древности и раннем Средневековье. (4 ч.)

3.     Славяне в догосударственный период. Древняя Русь: образование и развитие, значение в мировой цивилизации. (12 ч.)

4.     Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIII веке. (6 ч.)

5.     Возвышение Москвы. (4 ч.)

6.     Образование и развитие Российского централизованного государства. (8 ч.)

7.     Россия времени Ивана Грозного в оценках историков. (6 ч.)

8.     Смутное время. (8 ч.)

9.     Россия при первых Романовых. (8 ч.)

 

 

10.                       Россия эпохи Петра I: социально-экономическое развитие и внутренняя политика (события и оценки). (8 ч.)

11.                       Внешняя политика Петра I. Северная война. (4 ч.)

12.                       Россия в эпоху «дворцовых переворотов»: факты и оценки. Россия в системе международных отношений. (8 ч.)

13.                       Внешняя политика России времени Екатерины II: направления, события, проблемы, итоги, оценки. (6 ч.)

14.                       Внутренняя и внешняя политика Павла I: события, оценки. (6 ч.)

15.                       Внутренняя и внешняя политика Александра I. «Гроза 12 года». (8 ч.)

16.                       Социально-экономическое развитие России первой половины XIX века. (6 ч.)

17.                       Внутренняя и внешняя политика Николая I: события и оценки. (8 ч.)

18.                       Эпоха «великих реформ»: причины, события, оценка современников и потомков. (8 ч.)

19.                       Внутренняя политика Александра III. (6 ч.)

20.                       Основные направления, проблемы и оценка внешней политики России 80- первой половины 90-х гг. XIX в. (6 ч.)

21.                       Россия и мир в конце XIX в. : место в мире, вклад в мировую цивилизацию. (2 ч.)

1.     Славяне по ПВЛ.  (2 ч.)

 

 

2.     Древнерусская культура IXXII вв.  (4 ч.)

 

 

 

 

3.     Феодальная раздробленность Киевской Руси.  (4 ч.)

 

 

4.     Русская культура XIVXVI вв. (4 ч.)

5.     Формирование крепостного права в России.  (2 ч.)

 

6.     Россия при Иване Грозном.     (2 ч.)

7.     Культура России в XVII веке.   (6 ч.)

8.     Коллоквиум «Русская культура в IXXVII вв». (2 ч.)

9.     Тестирование: Россия в IXXVII вв.» (2 ч.)

10.                       Россия в конце XVII века. Правление Федора, Софьи. Начало правления ПетраI. (4 ч.)

11.                       Культура эпохи Петра Великого. (4 ч.)

 

 

12.                       Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». (6 ч.)

13.                       Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева.(2 ч.)

14.                       Культура России в XVIII в. (после Петра I)     (4 ч.)

 

15.                       Движение декабристов. (2 ч.)

 

 

16.                       Русская культура в первой половине XIX века. (4 ч.)

17.                       Крымская война 1853-1856 гг. (2 ч.)

 

18.                       Внешняя политика России во второй половине XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.  (2 ч.)

19.                       Общественное движение в 60-80-х гг. XIX в. (6 ч.)

20.                       Культура России во второй половине XIX в. (4 ч.)

21.                       Коллоквиум «Русская культура в XVIII-XIX вв.» (2 ч.)

22.                       Тестированиеоссия в IX-XIX вв. (2 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Славяне по ПВЛ. (2 ч.)

Вопросы:

1)    Что такое ПВЛ?

2)    Расселение древних славян по ПВЛ.

3)    Соседи славян.

4)    Летопись о занятиях славян.

5)    Общественный строй у славян.

6)    ПВЛ о важнейших политических событиях.

Рекомендованная основная литература:

1.     ПВЛ, любое издание.

2.     Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.) М., 1998.

3.     Ключевский В.О. Курс русской истории, любое издание. (далее Ключевский В.О. …)

4.     Соловьев С.М. История России с древнейших времен, любое издание. (далее Соловьев С.М. …)

5.     Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в Древности и раннем Средневековье. М.,2004.

6.     Рыбаков Б.А. Древняя Русь и русские княжества. - М.,1993.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   При подготовке к семинару следует работать с текстом ПВЛ.

   Отвечая на первый вопрос надо обратить внимание на концепцию (мировоззрение) летописца. Какую цель ставит перед собой Нестор?

   Второй и третий вопросы требуют работы с картой.

   По четвертому и пятому вопросам надо найти в тексте летописи фрагменты, содержащие сведения о занятиях и общественном строе у славян.

   Для ответа на шестой вопрос надо знать даты важнейших событий по летописи.

 

 

Тема 2. Древнерусская культура в IX – первой половине XIII вв.

   Вопросы:

1)    Что такое культура?

2)    Условия развития древнерусской культуры.

3)    Материальное производство. Художественное ремесло.

4)    Памятники архитектуры Древней Руси.

5)    Устное народное творчество.

6)    Письменность и просвещение.

7)    Летописание. ПВЛ и её общерусское значение.

8)    Литература.

9)    Древнерусская живопись.

10)                      Быт населения.

11)                      Историческое значение культуры.

   Рекомендованная основная литература:

     1.  Жидков В.С., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности:          

          Картина мира и власть. С-Пб., 2001.

2.Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX XVII вв. М., 1984. (далее Муравьев А.В., Сахаров А.М. …)

3.Очерки по истории русской культуры. Под ред. Сахарова А.М. М.,1979.

4.Рябцев Ю.С. История русской культуры XI XVII вв. М.,1997. (далее Рябцев Ю.С. …)

5.Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX XX вв. М., 1996. ( далее Шульгин В.С. и др.)

 

  Методические рекомендации по изучению темы:

   В первом вопросе надо дать определение культуры, периодизацию.

   По второму вопросу надо назвать как внутренние так и внешние  факторы, повлиявшие на формирование древнерусской культуры.

   По вопросу о материальном производстве следует говорить о металлообработке (процессе и изделиях), гончарном ремесле, ювелирном деле (зернь, скань, перегородчатая эмаль, чернь), деревообработке, ткачестве.

   Древнерусское зодчество вынесено отдельным вопросом, при изучении его необходимо обратить внимание на характерные черты архитектуры Киевской Руси, господствующий архитектурный стиль, его особенности, элементы архитектурной техники, памятники архитектуры XI и XII веков в Киеве, Новгороде, Владимире и их отличительные черты.

   Изучая устное народное творчество следует разобраться в жанрах и тематике русского фольклора.

   В четвертом вопросе надо обсудить проблему о времени возникновения письменности на Руси, древнерусского письма (кириллицы, глаголицы), рассказать о материалах, использованных для письма, берестологии.

   В вопросе о древнерусской литературе надо отметить характерные черты её, знать основные произведения данного периода, их авторов.

   Ответ на девятый вопрос можно построить по плану: характерные черты древнерусской живописи, её виды и техники, произведения древнерусской живописи.

   Быт народа – это одежда, жилище и утварь, еда и праздники.

   Для определения исторического значения явления или события следует показать его влияние на дальнейший ход исторического развития.

 

 

 

Тема 3. Феодальная раздробленность Киевской Руси.

Вопросы:

1)    Понятие, причины, этапы феодальной раздробленности.

2)    Владимиро-Суздальское княжество.

3)    Галицко-Волынское княжество.

4)    Новгород Великий.

5)    Значение периода в истории России.

Рекомендованная основная литература.

1.     Ключевский В.О. …

2.     Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории, любое издание. (далее Платонов С.Ф. …)

3.     Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М.,1993.

   Методические рекомендации по изучению темы:

   Понятие и периодизация феодальной раздробленности хорошо освещены в исторической литературе.

   Отвечая на вопрос о причинах феодальной раздробленности, надо назвать экономические, политические, социальные, внешнеполитические факторы, которые обусловили феодальную раздробленность.

    Характеристику русским княжествам можно дать по плану: территория и природно-климатические условия, хозяйство, особенности политического развития (князья), отношения с соседями, культура.

   Следует уяснить, что феодальная раздробленность – явление, свойственное феодализму в целом (на Западе и Востоке), поэтому необходимо, анализируя древнерусский вариант феодальной раздробленности, на основе изучения конкретных вопросов выявить специфику явления в истории Древней Руси. Необходимо понять, что феодальная раздробленность – явление противоречивое, знаменующее собой важнейший этап в развитии феодальных отношений, поэтому на основе рекомендованной литературы необходимо показать положительные и отрицательные стороны данного явления в контексте развития древнерусского общества и государства.

   Полезным моментом изучения темы является обязательное обращение к исторической карте.

 

 

 

   Тема 4. Русская культура XIVXVI вв.

   Вопросы:

1)    Условия и этапы развития культуры.

2)    Материальная культура.

3)    Москва – центр русской культуры.

4)    Устное народное творчество.

5)    Грамотность и письменность.

6)    Книжное дело, начало книгопечатания.

7)    Зарождение научных знаний.

8)    Литература и общественно-политическая мысль.

9)    Роль церкви. Ереси.

10)                      Живопись. Ф.Грек. А.Рублев. Дионисий.

11)                      Быт и нравы населения. Домострой.

   Рекомендованная основная литература:

1.     Зимин А.А. Иван Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М.,1958.

2.     Муравьев А.В., Сахаров А.М. …

3.     Очерки истории русской культуры XVI в. В 2-х ч./ Под ред. Арциховича А.В. М.,1977.

4.     Рябцев Ю.С. …

5.     Шульгин В.С. и др.

  

   Методические рекомендации по изучению темы:

   При изучении первого вопроса следует обратить внимание на внешнеполитические, внутриполитические, социальные факторы, повлиявшие на развитие культуры в указанный период. Периодизацию культуры можно связать с этапами развития государства.

   По второму вопросу надо разобраться, как события русской истории XIII XVI вв. повлияли на развитие ремесленного производства, зодчества. Чем примечателен XVI век в русском зодчестве?

   При подготовке третьего вопроса необходимо выяснить, как создавалась резиденция московских государей, знать важнейшие архитектурные памятники Московского Кремля, созданные в указанный период.

   При изучении устного народного творчества надо ответить на вопрос, что нового появилось в русском фольклоре в XIV XVI вв.

   По четвертому вопросу следует охарактеризовать состояние грамотности и письменности в изучаемый период, и как в это время изменился писчий материал и виды письма.

   В вопросе о книгопечатании надо обратить внимание на содержание первых русских печатных книг и изменение техники их изготовления.

   Зарождение научных знаний в средние века имело практическое значение. Укажите, в чем это проявлялось.

   Восьмой вопрос семинара – достаточно обширный. Характеризуя состояние литературы в указанный период, надо знать тематику, основные жанры  и важнейшие произведения русской литературы. Конец XVXVI вв. – время формирования политического строя Московского царства сопровождалось оформлением политической теории Российского государства. При подготовке к семинару надо разобраться, какие идеи были высказаны в «Сказании о князьях Владимирских», а так же игуменом Филофеем, Федором Карповым, Иваном Пересветовым, Андреем Курбским.

   Развитие государства и обострение социальных противоречий, накопление знаний обусловили возникновение еретических движений. Каковы были их проявления в России? Какие течения сформировались в русской православной церкви в ходе борьбы с ересями?

   Вторая половина XIV – начало XV вв. – «золотой век» русской средневековой живописи. С именами каких художников он связан? Какие произведения искусства ими были созданы?

   Быт и образ жизни людей сохраняют устойчивое значение на протяжении долгого времени и тем самым дают возможность разобраться в жизни русского общества XIV XVI вв. Важнейшим свидетельством быта и образа жизни является «Домострой». Кто автор этого произведения? Каково его основное содержание?

 

Тема 5. Формирование крепостного права в России.

Вопросы:

1)    Понятие и причины формирования крепостного права.

2)    Основные этапы, законодательные акты.

3)    Значение и оценки крепостного права в исторической литературе.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Орлов А.С. и др. Хрестоматия по истории России.-М.,1999. С.133-137. (далее Хрестоматия…)

2.     Ключевский В.О. …

3.     Миронов Б.М. Социальная история России. С.-Пб.-2003. Т.I.

4.     Платонов С.Ф. …

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   При подготовке к первому вопросу следует разобраться в понятии «крепостное право», выяснить его определение различными авторами, показать различные факторы, способствовавшие его формированию.

   При характеристике основных этапов формирования и развития крепостного права следует рассмотреть данное явление с учетом социально-экономических процессов развития Российского государства.

   Особо следует обратить внимание на работу с фрагментами законодательных актов – памятников русского права. Необходимо выяснить, какие проблемы, связанные с крепостным правом, поднимаются в изучаемых документах (правовое положение и формы зависимости крестьянства, роль государства). Попытаться объяснить, почему с законодательными актами связаны определенные этапы в развитии крепостного права. Важно также усвоить и уметь объяснить такие понятия как «пожилое», «Юрьев день», «заповедные лета», «урочные лета», «писцовые книги», «посадское строение», «белые и черные слободы».

   При работе с третьим  вопросом необходимо попытаться определить точку зрения историков на значение и место крепостного права в истории России; попробовать определить свою точку зрения. Следует также показать влияние крепостного права на важнейшие стороны жизни русского общества.

 

 

Тема 6. Внутренняя политика Ивана IV Грозного.

   Методические рекомендации по изучению темы:

   Данное занятие строится необычным образом, учитывая наличие огромной литературы. Урок проходит в форме своеобразного суда над Иваном Грозным. Ученики делятся на группы, каждая из которых выдвигает аргументы для «своего» «прокурора», «адвоката», «судьи». Остальные лицеисты играют роли свидетелей, присяжных. Важно, учитывая характер занятия, сторонам судебного процесса четко разработать систему аргументаций, что предполагает обязательное знание специальной литературы, посвященной Ивану IV, его эпохе.

 

Рекомендованная основная литература.

1.     Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание).

2.     Ключевский В.О. …

3.     Платонов С.Ф. …

4.     Соловьев С.М. …

5.     Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного (любое издание).

6.     Кобрин В.Б. Иван Грозный.-М.,1989.

7.     Скрынников Р.Г. Великий государь Иоанн Васильевич Грозный (любое издание).

8.     Флоря Б.Н. Иван Грозный.-М.,1999 (серия «ЖЗЛ»).

9.     Шмидт С.О. Становление российского самодержства.-М.,1996.

 

 

Тема 7. Культура России в XVII веке.

Вопросы:

1)Факторы, повлиявшие на развитие культура в XVII в.

2)Светские и демократические элементы в культуре. Роль церкви.

3)Материальная культура: ремесла, зодчество, русский город.

4)Устное народное творчество.

5)Школы и грамотность.

6)Славяно-греко-латинская академия.

7)Развитие научных знаний и техники.

8)Географические открытия.

9)Общественно-политическая мысль и литература (новые жанры).

10)Живопись.

11)Быт и нравы.

12)Итоги развития русской культуры в XVII в.

 

Рекомендованная основная литература:

1.Исаев И.А., Золотухина Н.Н. История правовых и политических учений в России. М.-1995.

2. Очерки русской литературы XVII в. Ч.1,2. М.-1979.

3. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л, 1984.

4. Рябцев Ю.С. …

5. Шульгин В.С. …

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   XVII век – начало нового периода в русской истории, и в первом вопросе семинара надо показать, какие новые явления в экономике, политике, социальных отношениях получили развитие,  как они преломились в культуре XVII века.

   С первым вопросом связано следующее задание семинара. Какие факторы способствовали зарождению светских и демократических элементов в культуре? Объясните, что означает понятие «обмирщение» культуры.

   Отвечая на третий вопрос, следует показать роль русского города в культуре XVII века (развитие ремесла, градостроительства, новые явления). Особое внимание надо обратить на ювелирное дело. Чем произведения прикладного искусства XVII века отличаются от предметов других эпох? Расскажите о них.

   Характеризуя русское зодчество, покажите, в чем проявилось усиление светских мотивов в этой области культуры? Какой новый архитектурный стиль зародился в России конце XVII века?

   В XVII века была предпринята попытка обобщить и записать русский фольклор. Подведите итог развитию русского фольклора к концу XVII в.

   По пятому и шестому вопросам следует обратить внимание на обстоятельства, способствовавшие росту грамотности в стране, формы и содержание образования. Расскажите о деятельности Симеона Полоцкого.

   Претерпело ли развитие научных знаний и техники в XVII веке качественные изменения? Почему географические открытия вынесены в отдельный вопрос? Подготовка к этому вопросу требует работы с картой.

   Характеризуя состояние русской литературы в XVII веке, покажите, в чем отразилась преемственность с предыдущими эпохами и каковы были проявления новых черт демократизма и светскости.

   В публицистике XVII века отразились сложные процессы экономической, политической и социальной жизни России. Какие идеи в обобщении исторического опыта высказали И. Тимофеев, А. Палицын, Ю. Крижанич,  С. Полоцкий, А. Ордин-Нащокин?

   В вопросе о русской живописи следует рассказать о проявлениях процесса обмирщения в этой области культуры. Особое внимание следует уделить жизни и творчеству Симона Ушакова.

   Изучая быт и нравы населения, постарайтесь найти черты нового в традиционной жизни русских людей.

   Подводя итоги развитию русской культуры, перечислите новые явления и сравните их с европейской культурой.

 

 

Тема 8. Россия в конце XVII века.

Вопросы:

1)    Социально-экономическое, внутриполитическое и международное положение России в конце XVII века.

2)    Дворцовая борьба после смерти Алексея Михайловича. Правление Федора и попытки реформ.

3)    Правление Софьи; внутренняя и внешняя политика.

4)    Начало правления Петра I. Первые попытки преобразований. Внешнеполитические начинания.

Рекомендованная основная литература:

1.     Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII в. М.,1989 (гл. «На исходе века»).

2.     История внешней политики России IXXVII вв. М.,1998.

3.     Ключевский В.О. …

4.     Павленко Н.И. Перт Великий. М.,1990.

5.     Он же. Петр I. (Серия «ЖЗЛ». Любое издание).

6.     Платонов С.Ф.

7.     Соловьев С.М. …

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   По первому вопросу, рассматривая внутреннее и международное положение России в конце XVII века, следует определить, по каким направлениям своего развития Россия достигла успехов, какие обозначились проблемы. Определите свою точку зрения на вопрос отставания России от западноевропейских стран. Если это так, то выявите причины и проявления отставания.  Целесообразно в данном плане вспомнить, как развивались в изучаемый период ведущие страны Западной Европы и Востока.

   По второму вопросу надо уяснить причины обострения дворцовой борьбы после смерти Алексея Михайловича, попытки части окружения царя Федора провести отдельные реформы, определить, с чем это было связано.

   Изучая третий вопрос, попытайтесь сформулировать свою точку зрения на проблему: явилось ли правление Софьи продолжением русской исторической традиции или оно было препятствием становлению новых явлений.

   Работая над четвертым вопросом, необходимо показать первые мероприятия Петра во внутренней и внешней политике, обстоятельства его прихода к власти. Поразмышляйте над фразой С.М. Соловьева: «…собирались в дорогу и кого-то ждали». Что имел в виду историк? Подумайте, какие в исторической науке есть точки зрения на начальный период правления Петра.

 

 

Тема 9. Культура эпохи Петра Великого (первая четверть XVIII в.).

Вопросы:

1)    Место петровской эпохи в истории русской культуры.

2)    Просвещение. Школа и образование.

3)    Книгоиздательское дело.

4)    Развитие науки и техники.

5)    Подготовка создания Академии Наук.

6)    Изменение в градостроительстве и живописи.

7)    Реформы в быту.

Рекомендованная основная литература:

1.     Брикнер А.Г. История Петра Великого. В 2-х т. М., 1996.

2.     Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Глава «Стихийная реформа Петра и стихийная оппозиция ей». Т.3, с. 134-185. М.,1995.

3.     Павленко Н.И. Петр I. М., 2000.

4.     Рябцев Ю.С. …

5.     Шульгин В.С. …

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   Начиная подготовку к семинару, следует задаться вопросом: почему XVIII век называют новым периодом в общественно-культурном развитии, с какими историческими процессами и явлениями это связано.

   По второму вопросу надо осветить политику государства в области просвещения, рассказать о первых учебных заведениях, учебниках начала XVIII века.

   В начале XVIII века произошли значительные перемены в книгоиздательском деле, они связаны с именем Петра I. Какие?

   При ответе на четвертый вопрос надо рассказать об исследовании Каспия, деятельности А.К. Нартова, камчатских экспедициях Беринга. Какое значение имели сделанные открытия? Чем развитие науки в XVIII веке отличалось от предыдущей эпохи?

   Какой вклад внес Петр Первый в создание Академии Наук, чем она занималась, кто там работал?

   При подготовке к шестому вопросу следует обратить внимание на вклад, сделанный в русскую культуру Д. Трезини, Б.К. Растрелли, Г. Шеделем, И.К. Коробовым, М.Г. Земцовым, И.Г. Таннауэром, Л. Каравакком, И.Н. Никитиным, А.М. Матвеевым. Какие новые принципы появились в градостроительстве? Какие жанры получили распространение в живописи?

   Реформы Петра I коснулись различных сфер жизни русского общества, в том числе и быта. При Петре в России многое появилось впервые. Что?

 

 

Тема 10. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм.

Вопросы:

1)    Дворцовый переворот 28 июня 1762 года и воцарение Екатерины II.

2)    Просвещенный абсолютизм: причины, проявления, сущность.

3)    Деятельность Уложенной комиссии.

4)    Социальная политика.

5)    Укрепление государственного аппарата. Губернская реформа.

6)    Итоги и оценки просвещенного абсолютизма.

Рекомендованная основная литература:

1.     Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. М.,1996., Т.3. Гл. 1-3.

2.     Заичкин И.К., Почкаев И.Н. Екатерининские орлы. М., 1996. (см. «Наказ» с.266-271, 312-313)

3.     История Европы. М.,1994., Т. 4., Ч. 3., Гл, 8,10.

4.     Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. М., 1999. Гл.V.

5.     Каменский А.Б. Под сенью Екатерины II. М.,1992.

6.     Ключевский В.О. Указ. соч.

7.     Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.,1995. Т.3.

8.     Платонов С.Ф. Указ. соч.

9.     Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. М.,1993.

10.                        СИЭ. М.,1968. Т.11.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   При изучении данной темы следует обязательно разобраться с общим понятием «просвещенный абсолютизм», так как это явление имело общеевропейский характер. В данном плане очень важно ответить на вопрос, почему именно при Екатерине II политика «просвещенного абсолютизма» получила наибольшее распространение. Показать многообразные проявления этой политики в государственно-политической, социальной, экономической, религиозной, культурной сферах. Целесообразно найти документальное подтверждение, работая с соответствующими фрагментами хрестоматии.

   Учитывая сложное проявление просвещенного абсолютизма на российской почве, следует охарактеризовать противоречивость данного явления, его влияние на внутреннюю политику. Также надо иметь в виду и постараться доказать, что внутренняя политика Екатерины II включала не только политику «просвещенного абсолютизма». Полезно будет сформулировать свою точку зрения на проблему: явилась ли политика «просвещенного абсолютизма» результатом внешних влияний, либо внутренних воздействий, личного влияния Екатерины II, либо это было сложное многоплановое явление?

 

 

Тема 11. Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

Вопросы:

1)    Причины крестьянской войны.

2)    Ход крестьянской войны, этапы.

3)    Особенности крестьянской войны.

4)    Итоги, причины поражения.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Буганов В.И. Пугачев. (серия «ЖЗЛ», любое издание)

2.     Брикнер А.Г. История Екатерины II. Т.1. М.,1996, глава «Пугачевщина».

3.     Крестьянские войны в России XVII-XVIII вв. Проблемы, поиски, решения. Под ред. Черепнина Л.В. М., 1974.

4.     Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.1995. (раздел «Пугачевщина»)

5.     Пугачев Е.И. // Исторический лексикон. М.,1996.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   При подготовке первого вопроса семинара следует вспомнить, как политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II влияла на положение крестьянства, казачества, работных людей. Выяснить, в каких формах проявлялся социальный протест названных слоев населения.

   При характеристике этапов показать, как менялись движущие силы, требования участников движения. Попытайтесь объяснить, связаны ли требования и состав движения участников с территорией, охваченной восстанием. Зная требования социальных движений эпохи феодализма, попытайтесь назвать особенности их.

   По третьему вопросу сравните крестьянскую войну Е.И. Пугачева с крестьянскими войнами Разина и Болотникова, выявите черты сходства и отличия. Когда, по вашему мнению, можно говорить о перерастании восстания в крестьянскую войну.

   Подводя итоги крестьянской войне, назовите причины поражения и подумайте, возможна ли была победа этого движения?

 

 

Тема 12. Русская культура в XVIII веке.

Вопросы:

1)    Условия и особенности развития русской культуры.

2)    Школа и образование.

3)    Основание Московского университета. Деятельность Академии Наук.

4)    Развитие естественных и технических наук.

5)    Развитие исторической науки.

6)    Литература: стили и жанры.

7)    Общественно-политическая мысль. Просветительство.

8)    Архитектура.

9)    Скульптура.

10)                      Живопись.

11)                      Становление русского театра.

12)                      Значение русской культуры XVIII века.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. М., 1999.

2.     Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.3. М., 1995.

3.     Рябцев Ю.С. Указ. соч.

4.     Шульгин В.С. Указ. соч.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   При изучении первого вопроса следует обратить внимание на то, как экономические, социальные, внешнеполитические  процессы повлияли на развитие русской культуры XVIII века, а также на произошедшие в ней качественные перемены.

   По второму вопросу семинара надо знать, какую политику проводило государство в области просвещения, иметь представление о системе учебных заведений в России в XVIII веке, учебниках.

   Важнейшее событие русской истории XVIII века – открытие Московского университета. Когда, как, чьими стараниями был открыт первый университет в России? Расскажите о работе Московского университета и Академии Наук в XVIII веке.

   Характеризуя состояние отечественной науки в указанный период, следует говорить о деятельности Е.Р. Дашковой, М.В. Ломоносова, В. Беринга, И.И. Ползунова, И.П. Кулибина, В.Н. Татищева, М.М. Щербатова.

   При ответе на шестой вопрос семинара надо знать, какие художественные стили получили распространение в русской литературе XVIII века, их характерные черты, представителей.

   В русской общественно-политической мысли XVIII века образовались 3 направления: консервативное, либеральное, радикальное. Назовите представителей этих течений, охарактеризуйте их взгляды.

   Изучая архитектуру и скульптуру, следует обратить внимание на архитектурные стили XVIII века, их характерные черты, знать, какие постройки были возведены Ф.Б. Растрелли, В.И. Баженовым, И.Е. Старовым, М.Ф. Казаковым, скульптуры, созданные Ф.И. Шубиным, М.И. Козловским, Э.М. Фальконе. Какой вклад в развитие русской живописи сделали Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, А.П. Лосенко?

   В XVIII веке появился первый русский профессиональный театр, связанный с деятельностью Ф. Волкова, расскажите, что вы о нем знаете. Своеобразным явлением в театральной жизни России того времени был крепостной театр, что вам известно о судьбах крепостных актеров.

   Подведите итоги развитию русской культуры  XVIII века, покажите ее влияние на русскую цивилизацию.

 

 

Тема 13. Движение декабристов.

Вопросы:

1)    Предпосылки формирования движения (социально-экономические, политические, идейные).

2)    Что такое дворянская революционность?

3)    Этапы декабристского движения.

4)    «Русская Правда» П.Пестеля, «Конституция» Н.Муравьёва.

5)    Династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. Выступление Черниговского полка.

6)    Следствие и суд над декабристами.

7)    Историческое значение и место декабризма в русском освободительном движении.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Бердяев Н. Русская идея. (Любое издание).

2.     Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. Т.1, гл. 3. М.,1997.

3.     Ключевский В.О. Указ. соч.

4.     Корнилов А.А. Курс лекций. М., 1993.

5.     Нечкина М.В. Любые работы.

6.     Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России 1783-1883 гг. М.,1986.

7.     Федоров В.А. Декабристы и их время. М.,1992.

 

   Методические рекомендации по изучению темы:

   Ответ на вопрос о причинах декабристского движения надо связать с социально-экономическим развитием России в начале XIX века, важнейшими историческими событиями и явлениями отечественной и европейской истории.

   Дворянская революционность – своеобразное проявление в общественно-политическом движении России. Подумайте, какие интересы объективно выражали декабристы, на какие силы они пытались опереться, осуществляя свои цели, сравните поведение декабристов и  революционеров в Западной Европе.

   Отвечая на третий вопрос, проследите, как формировались и действовали декабристские организации, начиная с масонства и заканчивая Северным и Южным обществом.

   Четвертый вопрос семинара требует работы с историческим источником. Сравните программные документы П. Пестеля и Н. Муравьева по плану: вопрос о власти, административно-территориальное устройство, аграрный вопрос, вопрос о правах граждан. В чем сходство требований  членов Северного и Южного обществ? По какому пути пошло бы развитие России в случае осуществления одного и другого законопроекта?

   По пятому вопросу надо сравнить план, составленный на квартире К.Рылеева в ночь накануне выступления с событиями 14 декабря 1825 года и сделать вывод о причинах поражения восстания.

   Отвечая на шестой вопрос семинара, обратите внимание на поведение декабристов во время следствия. Какие выводы сделал Николай I?

   В завершении, подумайте, почему с декабристами связывают начало русской революционной традиции в освободительном движении. Какие существуют другие точки зрения о восстании декабристов? Сформулируйте свое мнение.

 

 

Тема 14. Культура России в первой половине XIXвека.

Вопросы:

1)    Особенности развития национальной культуры.

2)    Система народного образования. Политика царизма в этом вопросе.

3)    Достижения русской науки.

      

 

Hosted by uCoz