ВВЕДЕНИЕ

   Предлагаемое учебно-методическое пособие является продолжением части первой методического пособия и содержит материал по новейшей истории России (XX – начало XXI века).

   В пособие включены примерное  тематическое планирование (темы лекций и семинаров), подробные методические пояснения к семинарским занятиям, списки литературы для изучения отдельных тем, а так же в приложении предлагаются вопросы для подготовки к итоговой аттестации.

   Авторы издания исходят из того, что самостоятельная учебная деятельность учащихся является важной составляющей учебного процесса, и настоящее пособие должно организовать работу лицеистов в этом направлении.

   Изучаемый период невозможно понять без обращения к уже изученному ранее материалу, однако обращение к истории Отечества XX – начала XXI века имеет свою специфику – это близость исторической дистанции, незавершенность многих процессов, недоступность ряда источников. Но эти же обстоятельства дают возможность, опираясь на известные знания,  определить свою точку зрения на те или иные проблемы отечественной истории. Составители пособия исходят из того, что несмотря на различные точки зрения необходимо в оценке исторических событий, деятельности личностей учитывать ряд  обстоятельств, среди них важнейшими являются: историзм, учет специфики российской цивилизации, связь российской истории с историей народов других стран, комплексный подход к изучаемым явлениям. Каким бы сложным и многомерным не был бы исторический процесс, он преломляется через деятельность человека, отсюда необходимо не забывать о роли личностного фактора в истории, поэтому предусматривается подготовка лицеистами небольших сообщений по согласованию с педагогом, посвященных деятелям российской истории.

   Помимо рекомендованной специальной литературы лицеисты могут использовать учебники, рекомендованные Министерством образования, а так же третий том, изданный коллективом ученых МГУ им. М.В. Ломоносова по  истории России под редакцией академика Л.В. Милова, коллективное учебное пособие, написанное специалистами исторического факультета РГУ им. Канта. Полезным будет обращение к соответствующим томам Энциклопедии для детей издательства «Аванта +».

   Изучение истории в 11 классе помогает систематизировать и углубить у старшеклассников полученные в основной школе знания об основных событиях и процессах отечественной истории, сформировать целостное представление о роли России во всемирно-историческом процессе, общих закономерностях развития мира и места в нем России.

   Семинарские занятия помогут формированию у лицеистов умений и навыков:

- вести поиск информации в различных источниках, анализировать их;

- устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями;

- пытаться реконструировать исторические события;

- давать характеристику историческим деятелям, составлять их биографии;

- высказывать собственное суждение об основных трактовках ключевых проблем отечественной истории.

   Изучение курса новейшей истории России будет способствовать формированию у учащихся гражданственности, патриотизма, толерантности, способности осознанного восприятия процессов, происходящих в России  и мире.

Примерное календарно-тематическое планирование курса «История России в XX веке».

Лекции (136 часов)

Семинары (70 часов)

1.     Социально-экономическое развитие России в начале XX века (до I мировой войны).  (10 ч.)

2.     Общественно-политическая жизнь России и внутренняя политика самодержавия в начале XX века. (6 ч.)

3.     Революция 1905-1907 гг. в России. (8 ч.)

4.     Основные направления и проблемы внешней политики России после русско-японской войны. (6 ч.)

5.     Россия в I мировой войне. (8 ч.)

6.     Февральская буржуазно-демократическая революция и развитие России до октября 1917 г. (6 ч.)

7.     Приход большевиков к власти и создание Советского государства. (8 ч.)

8.     Внутренняя и внешняя политика Советского государства в годы НЭПа. (8 ч.)

9.     Социально-экономическая модернизации СССР: кон.20-х – 1941 гг. (8 ч.)

10.                       Внешняя политика Советского государства кон.20-х – 1941 г. (8 ч.)

11.                       Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь СССР в 1945 – 1953 гг. (8 ч.)

12.                       СССР в послевоенном мире (1945 – 1953 гг.) (8 ч.)

13.                       Советский Союз в период «оттепели». (10 ч.)

14.                       Внешняя политика СССР (1953 – 1964 гг.)  (8 ч.)

15.                       Советский Союз в период «перестройки» (1985 – 1991 г.)  (6 ч.)

16.                       Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг. (6 ч.)

17.                       Соцально-экономическая, общественно-политическая жизнь, международное положение и внешняя политика современной России. (14ч.)

1.     Россия к началу XX века: успехи и проблемы.  (2 ч.)

2.     Русско-японская война 1904-1905 гг.  (4 ч.)

3.     Россия в 1907-1914 гг.: третьеиюньская монархия. (8 ч.)

4.     Культура России в начале XX века. (4 ч.)

5.     Политические партии России от Февраля к Октябрю. (4 ч.)

6.     Гражданская война в России. (8 ч.)

7.     Коллоквиум: Россия в начале XX века: события и люди. (2 ч.)

8.     Тестирование: Россия в 1900 – 1920 гг. (2 ч.)

9.     Народное хозяйство в период НЭПа. (4 ч.)

10.                       Индустриализация в СССР (конец 20-х – 30-е гг.) (4 ч.)

11.                       Культура в 20 – 30-е гг. (4 ч.)

12.                       СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. (10 ч.)

13.                       СССР в 1964 – начале 80-х гг. (6 ч.)

14.                       Общественно-политическая жизнь в СССР в 1985 – 1991 гг. (4ч.)

15.                       Коллоквиум: Внутренняя и внешняя политика СССР в XX в. (2 ч.)

16.                       Тестирование: Россия в XX веке. (2 ч.)

   Примечание: количество часов лекционных и семинарских занятий может меняться в соответствии с учебным планом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Россия к началу XX века: успехи и поблемы. (2 ч.)

Методические рекомендации по изучению темы:

   Специфика данного занятия связана с тем, что оно во многом носит повторительно-обобщающий характер и направлено на актуализацию знаний, полученных в 10 классе, без чего невозможно осмыслить исторический процесс России начала XX века.

   Целесообразно рассмотреть следующие проблемы: экономическое развитие, изменения в социально-классовой структуре, общественно-политической жизни, международном положении страны. Попытайтесь ответить на вопросы: какие успехи были достигнуты Россией в выше названных областях, что сближало Россию с Западом, какие противоречия обозначились к началу XX века, с чем они были связаны, какие пути их решения наметились в русском обществе.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     История России XIX – начала XX в./ Под ред. В.А. Федорова.- М.,1998.

2.     Троицкий В.А. Россия в XIX веке.- М.,1997

 

 

Тема 2. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.  (4 ч.)

Вопросы:

1)    Международные отношения на Дальнем Востоке на рубеже XIX-XX вв., политика России и великих держав. Причины и характер войны.

2)    Ход военных действий (сражения вдоль КВЖД, оборона Порт-Артура, сражения на море). Герои и жертвы войны.

3)    Портсмутский мир. Итоги и значение войны.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Айрапетов О.Р. Внешняя политика Российской империи.- М., 2006. Глава 5.

2.     Золотарев В.А., Соколов Ю.Ф. Трагедия на Дальнем Востоке: Русско-японская война 1904-1905 гг. Кн. I – II.- М., 2004.

3.     История внешней политики России. Конец XIX- начало XX вв.- М., 1997. Глава IV-V.

4.     История русско-японской войны 1904-1905 гг.- М., 1977.

5.     Керсновский А.А. История русской армии. Т. 3. 1981-1915.- М., 1994. Глава XIII.

6.     Куличкин С. Кондратенко.- М., 1985. (серия «ЖЗЛ»)

7.     Русско-японская война – 100 лет.// Родина. 2004. №1.

8.     Романов Б.А. Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895-1907. Изд. 2.- М.; Л.; 1955.

9.     Р. Эрнест Дюпюи и Тревор А. Дюпюи. Всемирная история войн. Кн. 3. 1800-1925. СПб-М., 1998. С. 576- 653.

10.                       Семанов С. Макаров.- М., 1980. (серия «ЖЗЛ»)

 

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   Первый вопрос семинара – обширный, изучению его планируется посвятить целое занятие. Следует обратить внимание на то, какое место занимало дальневосточное направление во внешней политике Российской империи, какие точки зрения относительно Дальнего Востока (империя Цин, Корея, Япония)  существовали в правящих кругах, кто и как оказал влияние на формирование внешнеполитического курса. Покажите взаимосвязь внутренней и внешней политики России. Проанализируйте события, предшествовавшие войне (строительство Транссиба, отношения с Китаем, другими великими державами в регионе) и сделайте вывод: почему к началу войны Россия фактически оказалась в международной изоляции? Были ли у России планы ведения военных действий, в каком состоянии находились армия и флот? На ваш взгляд, можно ли было избежать войны? Ответ аргументируйте.

   Уяснению второго вопроса поможет соответствующая карта атласа по истории России XX века и составление хронологической таблицы хода военных действий на суше и на море. Характеризуя военные события, помимо стратегии и тактики противоборствующих сторон, обратите внимание на личности военачальников и флотоводцев. Ответьте на вопрос: почему при наличии огромных ресурсов, русские войска и флот на Дальнем Востоке терпели поражения?

   По третьему вопросу определите причины, по которым Россия и Япония вынуждены были пойти на переговоры, какова в этом была роль других держав, внутренних обстоятельств. Раскройте содержание и итоги  портсмутских переговоров. Насколько успешной была деятельность российской делегации во главе с С.Ю. Витте? Определите роль внутренних и внешних причин, повлиявших на поражение России в войне. Какое место, по вашему мнению, занимает война 1904-1905 гг. в русской исторической памяти?

 

Тема 3. Россия в 1907 – 1914 гг.: третьниюньская монархия. (8 ч.)

Вопросы:

1)    Политическая обстановка после революции 1905 – 1907 гг. Политика правительства. Третьеиюньская политическая система. III Государственная Дума, соотношение политических сил.

2)    Программа Столыпина П.А. и проблема столыпинской альтернативы. Аграрная реформа, административная и рабочая политика. Осуществление столыпинского курса, отношение к нему различных общественно-политических сил. Оценка преобразований Столыпина в исторической литературе. Убийство П.А. Столыпина.

3)    Политика власти в 1907 – 1914 гг. IV Государственная Дума. Кризис третьеиюньской системы.

4)    Особенности и основные события в общественно-политической жизни.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Аврех А.Я. Столыпин и Третья Дума.- М., 1968.

2.     Он же. Распад третьеиюньской системы.- М., 1985.

3.     Он же. Столыпин и судьба реформ в России.- М., 1991.

4.     Бейлиса дело.// Отечественная история. Энциклопедия. Т. I.- М., 1994.

5.     Вишневский Э. Либеральная оппозиция в России накануне I мировой войны.- М., 1994.

6.     Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. Из истории сельского хозяйства и крестьянства в России в начале XX века.- М., 1963.

7.     Дякин В.С. Самодержавие, буржуазия и дворянство в 1907 – 1911 гг.- Л., 1978.

8.     Он же. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911 – 1914 гг. Разложение третьеиюньской системы.- Л., 1988.

9.     Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет.- М., 1992.

10.                       Коковцов В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1903 – 1919 гг. Книга 2.- М., 1992. Ч. 5.

11.                       Пожигайло П.А., Шелохаев В.В. Петр Аркадьевич Столыпин: Интеллект и воля.- М., 2005.

12.                       Рыбас С. Столыпин.- М., 2003. (серия «ЖЗЛ»)

13.                       Сидоровкин Г.П. Столыпин. Жизнь за Отечество. Жизнеописание. (1862 – 1911).- М.,2002.

14.                       Хотулев В.П. Столыпин.- М.-Смоленск, 1998.

15.                       Энциклопедия. Политические партии России. Конец XIX – первая треть XX века.- М., 1996.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   Предлагаемый семинар для лучшего усвоения материала предполагает повторение таких базовых понятий, как «революция», «реформа». Работая с первым вопросом, следует показать, как изменилась политическая обстановка после поражения революции 1905-1907 гг., что появилось нового во внутренней политике властей. Рассмотрите третьеиюньский избирательный закон и покажите, как правительство его использовало для подготовки и проведения выборов в Думу. Как изменилась расстановка политических сил в новой Думе? Что такое «думские качели»? Раскройте содержание понятия «третьеиюньская политическая система». Подумайте, почему самодержавие, несмотря на поражение революции, сохранило Думу и вынуждено было пойти на частичные реформы?

   По второму вопросу – постарайтесь связать личность П.А. Столыпина – главного проводника реформ, с предыдущими проблемами России, на них повлиявших. Целесообразно будет разбор основных законов, связанных со столыпинской реформой, используя документы из хрестоматий.

   Охарактеризуйте реформаторские замыслы Столыпина и практику их осуществления по основным направлениям. Особое внимание уделите аграрной реформе. Можно ли говорить о комплексном, системном характере реформ П.А. Столыпина? Поразмышляете над проблемой «столыпинской альтернативы», отношения различных социально-политических сил к деятельности Столыпина. Разделяете ли вы точку зрения о неудаче столыпинских преобразований, какие другие точки зрения вам известны? Подумайте, актуальны ли уроки столыпинских реформ для современной России?

   Изучая третий вопрос, покажите причины, способствовавшие ослаблению и росту противоречий третьеиюньской политической системы. С какими обстоятельствами это связано? Охарактеризуйте позицию буржуазии, дворянства, монархии. Был ли кризис третьеиюньский системы неизбежен?

   Последний вопрос семинара связан с выяснением позиций различных общественно-политических сил по отношению к важнейшим проблемам России. Проанализируйте изменение взглядов интеллигенции на проблемы революции, реформы, власти и народа. Что такое «веховство»? Попытайтесь раскрыть аргумантацию «за» и «против». Покажите изменения тактических установок различных политических партий. Почему стал возможен новый общественно-политический подъем 1910-1914 гг.? Каковы проявления и причины поляризации и радикализации различных общественно-политических сил? Свяжите данные проблемы с противоречиями социально-экономической модернизации страны. Важно также помнить, что указанные проблемы были связаны и с обострением национального вопроса. Как повлияла противоречивость национального развития России изучаемого периода на позицию различных общественно-политических сил (яркий пример – «дело Бейлиса»)?

   Поразмышляйте, как общественно-политическая борьба влияла на кризис третьеиюньской системы?

 

 

Тема 4. Культура России в начале XX века. (4 ч.)

Вопросы:

1)    Особенности развития культуры.

2)    Состояние народного образования: роль общественных сил, противоречивость правительственной политики.

3)    Достижения русской науки и техники. Гуманитарные науки: история, философия. Научная мысль и общественная борьба.

4)    «Серебряный век» литературы.

5)    Русский театр.

6)    Музыкальное сценическое и симфоническое искусство.

7)    Русский балет. Антреприза. С. Дягилев.

8)    Жанровое и стилистическое богатство русской живописи. Художественные школы.

9)    Архитектура.

10)                      Итоги. Мировое значение русской культуры начала XX века.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века.- М.,1985.

2.     Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября.- Л., 1988.

3.     История русского искусства в конца XIX- начала XX века. Учебное пособие.- М., 1993.

4.     Петровская И.Ф. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917.- Л.,1990.

5.     Смирнова Л.А. Русская литература конца XIX- начала XX века. Учебник.- М.,1993.

6.     Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века.- М.,1976.

7.     Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв.- М., 1996. (далее Шульгин В.С. Указ. соч.)

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   Особенности развития русской культуры начала XX века надо связать с событиями отечественной истории этого периода и показать, какие, принципиально новые явления появились в культурной жизни.

   При подготовке ко второму вопросу вспомните, какая система образовательных учреждений сложилась в России в предыдущем столетии. Какие задачи обозначились в российском просвещении в начале XX века, как они были решены? Заметную роль в развитии образования играло типографское дело. Расскажите о деятельности крупнейших книжных издательств.

   Характеризуя достижения русской науки и техники, выясните, какие открытия были сделаны П.Н. Лебедевым, В.И. Вернадским, И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, Н.Е. Жуковским, К.Э. Циолковским, русскими путешественниками Ольденбургом С.Ф., Толлем Э.В., Колчаком А.В. и др. Начало XX века – «серебряный век» русской философии. С именами каких философов он связан? Что отличало русскую философскую мысль?

   Расскажите об участии русских ученых в политической борьбе. Как кризис физики способствовал обострению общественной борьбы?

   По четвертому вопросу следует говорить о проблематике, идейных и стилистических поисках в прозе А.П. Чехова, А.М. Горького, А.И. Куприна, И.А. Бунина, поэзии поэтов «серебряного века».

   При подготовке пятого вопроса обратите внимание на деятельность и репертуар известных театров, их актеров, меценатов. Особое внимание уделите вкладу в театральное искусство К. Станиславского и Немировича-Данченко.

   Шестой и седьмой вопросы семинара взаимосвязаны. Симфоническое искусство связано с именами С.В. Рахманинова, А.Н. Скрябина, И.Ф. Стравинского. Какие произведения были ими созданы? Какие артисты прославили русскую оперу и балет начала XX столетия? Пользуясь словарем, опеределите значение понятия «антреприза».

   Русскую школу живописи начала XX века отличает многообразие поисков, стилей, творческих союзов. Расскажите о них. Важнейшими художественными стилями в это время были реализм, импрессионизм, символизм, модерн, авангард. Деятельность каких художников связана с этими направлениями?

   Какой стиль появился в русской архитектуре в начале XX века? Каковы его отличительные черты? Назовите имена архитекторов и постройки, созданные ими в этом стиле.

   По последнему вопросу, используя знания зарубежной истории, подумайте над вопросом, какие общие проблемы были подняты в отечественной и зарубежной культуре этого периода, чем отличался процесс развития русской культуры рубежа веков. Какой вклад внесли деятели русской науки и искусства в мировую культуру? Можно ли согласиться с точкой зрения, что русская культура рубежа веков во многом предопределила процессы и тенденции в отечественной культуре XX века?

 

Тема 5. Политические партии России от Февраля к Октябрю.  (4 ч.)

Вопросы:

1)    Исторические условия.

2)    Буржуазно-либеральные партии.

3)    Радикально-социалистический спектр.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     История политических партий России. Учебник.- М., 1994. Главы 3,4,5,7,8.

2.     Иоффе Г. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов.- М., 1995.

3.     Политическая история России в партиях и лицах. Кн. 1-2. - М., 1993-1994.

4.     Энциклопедия. Политические партии России коней XIX – первая треть XX века.- М., 1996.

Мемуары:

1.     Александр Иванович Гучков рассказывает.- М., 1993.

2.     Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте.- М., 1992.

3.     Милюков П.Н. Воспоминания.- М., 1990.

4.     Троцкий Л.Д. История русской революции.- М., 1997.

5.     Чернов В.М. Перед бурей.- М., 1993.

 

Методические рекомендации по изучению тема:

   Разбирая первый вопрос, следует обратить внимание на многобразные обстоятельства, повлиявшие на развитие политических партий в изучаемый период: незавершенность процесса социально-экономической модернизации и складывания социальной структуры, начальная фаза формирования гражданского общества, отсутствия опыта компромиссов, влияние мировой войны. Разбирая следующие вопросы семинара, вам необходимо четко уяснить ход исторических событий периода февраля – октября 1917 года.

   Эволюциюцию политических партий целесообразно изучать по следующему плану: отношение к вопросу о власти, аграрному, рабочему, национальному вопросам, будущему государственному устройству России. Проанализируйте тактику различных политических партий в событиях изучаемого периода. Раскройте роль политического лидерства. Подумайте над вопросами: почему буржуазные партии не смогли удержать власть, почему в России не победила реформистская альтернатива и почему большевикам удалось захватить власть. Какие точки зрения относительно этой проблемы существуют в исторической литературе?

 

 

Тема 6. Гражданская война в России.  (8 ч.)

Вопросы:

1)    Гражданская война: понятие, причины, периодизация.

2)    Боевые действия летом – осенью 1918 г.

3)    Решающие сражения гражданской войны (1919 год).

4)    Военные действия в 1920 году.

5)    Социально-политическая жизнь страны в 1918-1920 гг.

6)    Белые правительства: внутренняя и внешняя политика (идеи и практика).

7)    Гражданская война на окраинах: ход, особенности.

8)    Итоги гражданской войны (жертвы, потери, уроки).

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Белое движение. Исторические портреты.- М., 2004.

2.     Белое дело. Вехи истории.// Родина.2008. №3.

3.     Герои гражданской войны. Сборник.- М., 1963. (серия «ЖЗЛ»)

4.     Гражданская война и иностранная интервенция в СССР. Энциклопедия.- М., 1983.

5.     Зырянов П.Н. Колчак.- М., 2006. (серия «ЖЗЛ»)

6.     Ипполитов Г. Деникин.- М., 2000. (серия «ЖЗЛ»)

7.     История гражданской войны. Т.1.- М., 1980.

8.     Какурин Н.Е. Как сражалась революция. Т. 1-2.- М., 1990.

9.     Карпов Н.Д. Трагедия Белого Юга. 1920 год.- М., 2005.

10.                       Миронов С.С. Гражданская война в России.- М., 2006.

11.                       Поляков Ю.А. Гражданская война в России: возникновение и эскалация.// Отечественная история. 1992. №6.

12.                       Ушаков А., Федюк В. Корнилов.- М., 2006. (серия «ЖЗЛ»)

13.                       Черкасов-Георгиевский В. Вожди белых армий.- Смоленск, 2000.

14.                       Шевоцуков П.А. Страницы истории гражданской войны. Взгляд через десятилетия.- М., 1992.

Методические рекомендации по изучению темы:

   При подготовке к первому вопросу необходимо уяснить, что гражданская война – явление в мировой и российской истории не уникальное. В связи с этим целессобразно вспомнить, когда и в каких странах уже происходили гражданские войны, были ли они раньше в России? Опираясь на полученные ранее знания, справочную литературу, дайте определение понятия «гражданская война». Рассмотрите различные точки зрения на вопрос о периодизации гражданской войны в России. Какие критерии могут быть положены в основу периодизации (социально-политические, военные, международные и др.)? Какая точка зрения наиболее предпочтительна? Следует помнить, что до начала массовых вооруженных действий, отдельные проявления гражданской войны уже имели место. В чем они выражались? Характеризуя причины гражданской войны следует подчеркнуть их комплексный характер, основанный на взаимодействии ряда внеутренних и внешних факторов.

   Следующие три  вопроса семинара посвящены одной проблеме – характеристике военно-политического противоборства в войне. Здесь необходимо четко усвоить хронологию событий, основные этапы, связать их с социально-политическими, международными факторами. При подготовке необходимо обращение к карте.

   По пятому вопросу надо показать, как события гражданской войны привели к изменению в политике Советского государства. Стержнем вопроса должна стать характеристика комплекса мер, известных как «военный коммунизм». Проанализируйте изменения в системе государственной власти, партии, военном вопросе, внешней политике. Изменялась ли социальная политика советской власти в этот период, особенно в отношении крестьянства?

   Как известно, гражданская война временно привела к распаду бывшей Российской империи, помимо территорий, контролируемых большевиками, «зелеными», значительная часть страны оказалась под контролем «белых», которые действовали в контакте с рядом иностранных государств, осуществивших интевенцию на территорию России и ее национальных окраин. Здесь надо разобраться в понятиях «белая идея», «белое дело». Какие социально-политические силы составили опору белого движения, какие этапы оно прошло в своем формировании? Кто возглавил белое дело? Можно ли говорить о сформировавшихся у белых лидеров единых представлений на проблемы государственно-политического, социально-экономического, международного переустройства России после победы?  Данные вопросы легче уяснить, изучая политику белых правительств. Попытайтесь подумать: почему белое движение в России потерпело неудачу, связав это с внутренними и внешними факторами. Как сами идеологи и лидеры белого дела оценивали свои успехи и поражения?

   По седьмому вопросу следует учесть, что гражданская война на окраинах испытала влияние ряда обстоятельств, среди которых важную роль играли: оторванность от основных центров противоборства, социально-политическая, национальная, религиозная специфика, интервенция иностранных держав. Раскройте понятие «советизация», в чем она проявлялась, какие социально-политические силы на окраинах её поддерживали? Почему большевикам удалось утвердиться на окраинах России, а также на Кавказе и в Средней Азии?

   Итоги гражданской войны вызывали и вызывают разные оценки в общественном сознании, в исторической науке, публицистике. Однако несмотря на споры, постепенно утверждается мнение, что гражданская война в России стала величайшей национальной трагедией. В чем это проявилось? Известны ли вам художественные произведения, кинофильмы, посвященные этой проблеме? Какие уроки необходимо извлечь для современного этапа исторического развития России?

 

 

Тема 7. Коллоквиум: «Россия в начале XX века: события и люди». (2 ч.)

   Коллоквиум предполагает повторение ряда проблем российской истории периода 1900-1920 гг. Опираясь на материалы лекций и семинаров, надо сосредоточить внимание на следующих вопросах:

1.     Особенности социально-экономического развития.

2.     Общественная мысль и политическая борьба: альтернативы развития. Реформа или революция?

3.     Влияние I мировой войны на развити российского общества.

4.     1917 год в истории России.

5.     Гражданская война в России: проблемы и оценки.

 

Тема 8. Тестирование: Россия в 1900 – 1920 гг. (2 ч.)

   Вопросы для подготовки к тестированию смотрите в приложении.

 

 

Тема 9. Народное хозяйство в период НЭПа.  (4 ч.)

Вопросы:

1)    Причины перехода к НЭПу.

2)    X съезд РКП(б) о НЭПе. Сущность и значение НЭПа.

3)    Социально-экономическое развитие страны в годы НЭПа: успехи, проблемы и противоречия.

4)    Итоги и оценки НЭПа.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Валентинов Н. (Вольский Н.) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина.- М., 1991.

2.     Гимнельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ.//Отечественная история. 1993. №2.

3.     Горинов М.М., Цакунов С.В. Ленинская концепция НЭПа.// Вопросы истории. 1990. №4.

4.     Они же. 20-е годы: становление и развитие новой экономической политики.// История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства.- М., 1991.

5.     Дмитренко В.П. «Военный коммунизм», НЭП.// История СССР. 1990. №3.

6.     Лацис О.Р. Перелом: опыт прочтения некоторых документов.- М., 1990.

7.     Россия нэповская.- М., 2002.

8.     Шелестов Д. Время Алексея Рыкова.-М., 1990.

9.     Цакунов С.В. НЭП: эволюция режима и рождение национал-большевизма.// Советское общество: вознакновение, развитие, исторический финал. Т. 1.- М., 1997.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   При подготовке ответа на первый вопрос следует разобраться, почему, победив в гражданской войне, Советское государство оказалось в глубоком внутреннем кризисе. В чем он проявлялся? Почему политика «военного коммунизма», позволившая большевикам во многом одержать победу в борьбе с внутренней контрреволюцией и иностранной интервенцией, оказалась неэффективной в послевоенных условиях? Почему большевистское руководство сразу не осознало необходимости выработки нового курса? Что по-вашему было решающим (назовите внутренние и внешние обстоятельства) в подготовке перехода к НЭПу? Определите роль РКП(б) и его лидеров в идейно-политических дискуссиях, связанноых с выработкой новой политики.

   В ходе работы над вторым вопросом темы основное внимание следует сосредоточить на характеристике решений X съезда РКП(б), связанного с разработкой основ НЭПа. Какие были точки зрения на проблему? Почему именно вопросы деревни оказались постепенно в центре внимания большевистских лидеров? Как сам В.И. Ленин определил значение НЭПа? Использовали ли большевистские политики идеи своих оппонентов, доводы специалистов, заявляя о переходе к НЭПу?

   Третий вопрос связан с характеристикой социально-экономических изменений в годы НЭПа. Особое внимание необходимо уделить переменам в народном хозяйстве страны. Показать, как большевики были вынуждены использовать в своей экономической политике элементы рыночных отношений в деревне и городе. Охарактеризуйте соответствующие изменения в аграрном секторе, промышленности, кооперации, торговле. Важно раскрыть ряд понятий: продналог, тресты, концессионная политика. Какое значение имела финансовая реформа? Какую роль в экономической жизни играли такие органы как СНК, ВСНХ? Охарактеризуйте деятельность А.И. Рыкова, Ф.Э. Дзержинского, Г.Я. Сокольникова. Покажите значение научных идей А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева и других ученых в развитии экопомики в годы НЭПа. Как повлиял НЭП на изменение социально-экономической структуры? В чем причины и проявления кризисов НЭПа в экономике? К чему привел НЭП в народном хозяйстве к концу 20-х годов? Можно ли согласиться с точкой зрения, что НЭП в экономике был «восстановлением отсталости»? Выявите противоречивые итоги НЭПа в народном хозяйстве страны к концу 20-х годов.

   Четвертый вопрос во многом связан с предыдущим и носит дискуссионный характер. Попытайтесь, характеризуя итоги НЭПа в народном хозяйстве, порассуждать о его роли в историческом развитии страны. Какие точки зрения вам известны? Попробуйте сформулировать аргументы сторон и определить свою точку зрения на проблему.

 

 

Тема 10. Индустриализация в СССР (конец 20-х – 30-е годы).   (4 ч.)

Вопросы:

1)    Итоги социально-экономического развития СССР к концу 20-х годов.

2)    Подготовка и принятие первого пятилетнего плана.

3)    СССР в годы превой и второй пятилеток: успехи, проблемы, противоречия.

4)    Значение индустирализации, её оценки в исторической литературе.

 

Рекомендованная основная литература:

     1.  Волкогонов Д.А. Сталин. Политический портрет. Т. 1.- М., 1992.

2. Горинов М.М., Доценко Е.Н. 30-е годы.// История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства.- М., 1991.

3.     Историки спорят.- М., 1988.

4.     Лацис О.Р. Перелом: опыт прочтения несекретных документов.- М., 1990.

5.     Лельчук В.С. 1926 – 1940: завершенная индустриализация или промышленный рывок?// История СССР. 1990. №4.

Рыбас Св., Рыбас Л. Сталин. Судьба и стратегия. Т. 1.- М., 2007.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   При подготовке к первому вопросу показать, какие результаты в развитии промышленности и сельского хозяйства были достигнуты в СССР к концу 20-х годов. Какие противоречия обозначились? Как сказалось влияние международной обстановки? Какие альтернативы развития обозначились перед страной? Какие точки зрения на дальнейшее развитие проблемы появились в советском партийно-государственном руководстве?

   Изучая второй вопрос, свяжите выработку первого пятилетнего плана с внутрипартийной борьбой, потребностями социально-экономического развития, влиянием внешних факторов.

   По третьему вопросу необходимо с привлечением карты рассказать о стройках первых пятилеток, назвать источники индустриализации, её материально-техническое, организационное, идейное обеспечение, сравнить реальные итоги с предполагаемыми цифрами планов.

   Подводя итоги индустриализации, обратите внимание на противоречивые результаты её. Какое место имела советская индустриализация в общем процессе в общем процессе социально-экономической модернизации страны? Поразмышляйте над проблемой цены индустриализации. Определите, какой  тип экономического развития сложился в ходе её осуществления?

 

 

Тема 11. Культура в 20 – 30-е годы.   (4 ч.)

Вопросы:

1)    Политика Советской власти в культурном строительстве.

2)    Просвещение и высшая школа.

3)    Наука и техника.

4)    Литература, театр, кино.

5)    Изобразительное искусство: многообразие творческих поисков.

6)    Отношение к религии и церкви.

7)    Достижения и потери.

 

Рекомендованная основная литература:

     1.  Волков С. Русская культура от Льва Толстого до Александра Солженицына.- М., 2008.

     2.  Ершова Э.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине XX века.// Вопросы истории. 2001. № 6.

     3. Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции.// История СССР. 1990.             №1.

4.О’Коннор Тимоти. Анатолий Васильевич Луначарский.// Вопросы истории. 1993. №10.

5.Шульгин В.С. Указ. соч.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   Начиная подготовку к семинару, подумайте, какое значение придавали большевики культурной революции в общей стратегии социалистического строительства. Была ли у них четко разработанная концепция поэтому вопросу?

   По второму вопросу обратите внимание на то, какие принципы были положены большевиками в основу политики в области образования, в чем их новизна, что было заимствовано с прежних времен. Назовите важнейшие документы, раскройте их содержание.

   Изучая состояние науки в 20-30 гг., свяжите её развитие с социально-экономическими и политическими потребностями страны. Какие отечественные традиции в науке сохранялись, что было утрачено и почему? Какие области науки получили приоритетное развитие в Советском Союзе и почему? Охарактеризуйте состояние естественных и гуманитарных наук, противоречивую роль власти, складывающейся тоталитарной системы в отношении науки и ученых.

   При подготовке к четвертому и пятому вопросам необходимо уяснить, что 20-е гг., несмотря на политическую власть большевиков, во многом были еще годами значительных творческих поисков, связанных с традициями «серебряного века», а также влиянием русских революций. Как они проявились в литературе, театре, кино, изобразительном искусстве? Почему и как творческие поиски были свернуты в 30-е гг.?

   Пятый вопрос следует связать с политикой и практикой правящего режима в отношении церкви, отраженных в соответствующих официальных документах. Охарактеризуйте ситуацию в Русской православной церкви, какие течения образовались в ней. Почему было ликвидировано патриаршество? Почему большевикам не удалось полностью ликвидировать религию и церковь?

   Подводя итог развитию науки и культуры, вспомните, какие достижения и потери были сделаны в различных областях. Что из традиций прошлых лет было сохранено и развито? Что было утрачено и почему?

 

 

Тема 12. СССР в годы Великой Отечественной войны.   (10 ч.)

Вопросы:

1)    Причины, характер Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война – часть II мировой войны.

2)    Нападение фашистской Германии на СССР. Соотношение сил. Планы сторон. Первые пограничные сражения.

3)    Превращение страны в единый военный лагерь (важнейшие мероприятия).

4)    Крупнейшие военные операции 1941-1942 гг., их оценка.

5)    Коренной перелом в Великой Отечественной и Второй мировой войне: важнейшие факторы и события, роль дипломатии.

6)    Советско-германский фронт и события на других театрах военных действий.

7)    Советский тыл в годы войны (экономике, политика, сопротивление).

8)    Важнейшие военные операции 1944-1945 гг.

9)    Советская дипломатия в годы войны: проблемы второго фронта, ленд-лиз, послевоенное устройство.

10)                      Роль СССР в войне с Японией.

11)                      Значение победы СССР в Великой Отечественной войне. Источники победы. Жертвы и потери. Война и советское общество.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Великая Отечественная война. Военно-исторические очерки. В 4-х книгах.- М., 1998-1999.

2.     Вторая мировая война. В 12 томах.- М., 1972-1982.

3.     Ольштынский Л.И. Разгром фашизма. СССР и англо-американские союзники во Второй мировой войне (политика и военная стратегия: факты, выводы, уроки истории).- М., 2005.

4.     Пыхалов И. Великая оболганная война.- М., 2007.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   Причины Великой Отечественной войны надо связать с международной обстановкой, сложившейся в Европе и мире к концу 30-х – началу 40-х годов, характером социально-экономического строя европейских государств, целями противоборствующих сторон. Необходимо также помнить, что Велика Отечественная – часть Второй мировой войны, поэтому необходимо подготовить рассказ о военно-политических событиях, предшествовавших 22 июня 1941 года.

   Работая со второым вопросом надо проанализировать силы и планы сторон накануне войны (соотношение живой силы и техники противников, кадровый состав вооруженных сил). Особое внимание уделите плану «Барбаросса», взглядам советского военно-политического руководства на проблемы военного планирования. Дайте оценку концепции «превентивной войны».

Используя карту, расскажите о крупнейших пограничных сражениях.

   По третьему вопросу раскройте смысл понятия «превращение страны в единый военный лагерь». Как происходила перестройка стуктур управления государством? Охарактеризуйте важнейшие документы, связанные с организацией обороны страны.

   Вопрос о крупнейших сражениях 1941-1942 гг. связан с картой. Какие военные операции в 1941 – 1942 гг. происходили на северо-западном, западном, южном направлениях? В чем причины тяжелых поражений советских войск? Какие меры предпринимались ГКО и Ставкой для их ликвидации? В чем причины, несмотря на очевидные успехи, провала стратегии «блицкрига» и операции «Тайфун»? Согласны ли вы с утверждением ряда историков, что весна – осень 1942 г. были тяжелейшими для красной армии?

   При подготовке пятого вопроса важно выяснить не только причины коренного перелома, но и его составные факторы, Целессобразно распределить их по следующим направлениям: военно-стратегические, экономические, внешнеполитические. По карте покажите и охарактеризуйте крупнейшие сражения, связанные с коренным переломом (Сталинградская битва, Курская дуга, форсирование Днепра).

   По шестому вопросу следует уяснить, что военные действия охватили огромные регшионы мира. Используя карту, в хронологической последовательности назовите военные операции, происходившие в Африке, Азии (Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия, Дальний Восток и прилегающие районы Тихого океана), Европе. Какое значение имели эти сражения в общемходе Второй мировой войны? Какие точки зрения вам известны? Дайте оценку стратегии «непрямых действий». Были ли взаимосвязаны эти события с военными действиями на советско-германском фронте?

   Важной составляющей в победе над немецко-фашитским агрессором стал тыл. Необходимо показать основные мероприятия советского государства по мобилизации ресурсов тыла для нужд войны. Не следует забывать, что Германия задействовала в войне материальные и людские ресурсы большинства стран Европы. Как происходила перестройка тыла для нужд фронта? Какие возможности были задействованы? Покажите роль науки, сикусства, трудового героизма в тылу. Как проявилась деятельность Русской православной церкви? Почуму советский тыл оказался более эффективным в войне, чем германский?

   Проанализируйте ситуацию на территориях, временно оккупированных врагом. Какие цели ставили фашистские лидеры в отношении населения СССР? Как осуществлялись их идеи на практике? Разберите феномен коллаборционизма на советской территории. Каковы причины и конкретные проявления массового сопротивления агрессии фашистской Германии населения оккупированных районов СССР? Почему провалились надежды нацистов на распад Советского государства? Как происходило взаимодействие Советской Армии с партизанским движением на оккупированных территориях?

   Характеристика военных действий завершающего периода войны требует работы с картой и составления хронологии важнейших операций 1944 – 1945 гг. Изучая военные действия на территории европейских стран, поясните, в чем выразилась освободительная миссия Советской Армии? Разбирая военные действия в 1945 году, особое внимание уделите Висло-Одерской, Восточно-Прусской, Померанской и Пражской операциям. Как они отразились на действиях союзников СССР?

   Общеизвестно, что Победа ковалась не только на фронте и в тылу. Внешняя политика во многом способствовала укреплению международного положения нашей страны. Как изменилась внешняя политика СССР с началом Великой Отечественной войны? Какие задачи перед ней встали? Охарактеризуйте важнейшие конкретные направления в деятельности советской дипломатии. Какие вопросы решались на конференциях «Большой тройки» в 1943 – 1945 гг.? Выясните влияние побед Советской Армии на международное положение СССР к концу войны.

   Важной составной частью Второй мировой войны стал разгром милитаристской Японии, с которой вели вооруженную борьбу Китай с июля 1937 года, а США и Англия с их союзниками с декабря 1941 года. Объясните, почему СССР вступил в войну с Японией, какие цели ставил? Охарактеризуйте военные действия Советского Союза на суше и на море. Как повлияло участие советских вооруженных сил на общий ход военных действий и политическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

   Последний вопрос темы во многом носит концептуальный характер. Здесь важно определить, аналилируя различные взгляды, свою аргументированную точку зрения. Покажите международное значение Великой Победы, как оно повлияло на место нашей страны в мире. Почему май 1945 года называют «весной человечества»? Охарактеризуйте источники победы советского народа в войне, роль партийно-государственной системы, И.В. Сталина, советских военачальников. В чем причины неимоверных жертв и потерь, «цены Победы»? Как повлияла война на советское общество? Какие изменения в нем произошли?

 

 

Тема 13. СССР в 1964 – начале 80-х годов.   (6 ч.)

Вопросы:

1)    Противоречивость социально-экономического развития: попытки реформ и движение к кризису.

2)    Противоречивость общественно-политической жизни: успехи и проблемы.

3)    Советский Союз в мире: успехи, проблемы и противоречия внешней политики.

4)    Культурная жизнь страны.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Андриянов В. Косыгин.- М., 2003.   (серия «ЖЗЛ»)

2.     Волков С. Русская культура от Льва Толстого до Александра Солженицына.- М., 2008.

3.     Л.И. Брежнев. Материалы к биографии.- М.,1991.

4.     Медведев Р. Андропов.- М., 2006.   (серия «ЖЗЛ»)

5.     Миф о застое.- М., 1991.

6.     Млечин Л. Брежнев.- М., 2008.   (серия «ЖЗЛ»)

7.     Погружение в трясину.- М., 1991.

8.     Шубин А.В. От «застоя» к реформам. СССР в 1917 – 1985 гг.- М., 2002.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   Изучение первого вопроса невозможно без учета двух обстоятельств. Первое – дайте оценку итогов и проблем, которые сложились в социально-экономической жизни страны с приходом к власти Л.И. Брежнева. Второе обстоятельство требует учета того фактора, что несмотря на относительную закрытость, особый путь развития, советская экономика не могла не испытывать влияния мировых проблем и тенденций, особенно НТР. Работа над этим вопросм требует обращение к фактическому цифровому материалу, позволяющему более доказательно обозначить свою точку зрения. Важным моментом является изучение «косыгинской реформы», важнейших решений мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС с нею связанных. Назовите основные мероприятия А.Н. Косыгина, дайте их оценку. В чем причины неудач реформаторских начинаний А.Н. Косыгина? Охарактеризуйте важнейшие направления социально-экономического развития страны в изучаемый период в аграрном секторе, основных отраслях экономике, инфраструктуре. Выясните роль военно-промышленного комплекса, покажите диспропорции социально-экономического развития, роль внешнеэкономических факторов. Почему, несмотря на значительные успехи, к началу 80-х годов советская экономика, в основном, развивалась по экстенсивному пути. Покажите противоречивость социальной политики правящей партии, выясните, как изменилась социальная структура советского общества в изучаемый период.

   По второму вопросу следует уяснить, как постепенное свертывание «оттепели» влияло на общественное сознание и внутреннюю политику властей, объясните понятие «стабильность», как она влияла на общественно-политическую ситуацию в стране. Какой характер носила система власти, сложившаяся в период правления Л.И. Брежнева? Объясните причины появления диссидентского движения в СССР. Назовите основные диссидентские движения, их виднейших представителей, важнейшие идеи. Определите реакцию властей на диссидентство. Можно ли утверждать, что к началу 80-х годов советская партийно-государственная система находилась в состоянии кризиса? Какие факторы на это влияли? Были ли другие альтернативы развития?

   При подготовке третьего вопроса охарактеризуйте основные внешнеполитические приоритеты и проблемы внешней политики СССР, идеологические и прагматические аспекты её планирования и осуществления на практике. Какую роль играл МИД, в чем проявилось влияние партийно-государственного аппарата, военно-промышленного комплекса?

   Проанализируйте важнейшие направления внешней политики Советского государства. Особое внимкние уделите разрядке, отношениям с социалистическими странами, государствами «третьего мира». Покажите отношение СССР к важнейшим проблемам мировой политики этого периода. Почему, несмотря на значительные успехи, в конце 70-х – начале 80-х годов Советский Союз втянулся в гонку вооружений и ряд конфликтов в социалистическом и «третьем» мире.

   Изучение культурной жизни страны следует связать с общественно-политическими процессами, влиянием НТР, мировых процессов, показать, какую роль играло государство в развитии культуры. Не следует забывать и о влиянии «оттепели». Покажите достижения и проблемы фундаментальных наук. Что такое «официальная» и «неофициальная» культура? Покажите достижения и противоречия в важнейших сферах культурной жизни. Назовите крупнейших представителей культуры изучаемого периода, охарактеризуйте их творчество.

   В целом по всей изучаемой теме попытайтесь ответить на вопрос: был ли изучаемый период «застоем» в историческом развитии страны? Свою точку зрения постарайтесь аргументировать.

 

 

 

Тема 14. Общественно-политическая жизнь в СССР в 1985 – 1991 гг.  (4 ч.)

Вопросы:

1)    Приход М.С. Горбачева к власти и начало «перестройки».

2)    Общественно-политические процессы и попытка реформы партийно-государственной системы.

3)    Противоречивость национальных процессов и «суверинизация».

4)    Обострение социально-политической борьбы. Путч 19-21 августа 1991 года. Крах «перестройки» и распад СССР.

 

Рекомендованная основная литература:

1.     Барсенков А.С. Введение в современную российскую историю.- М., 2001.

2.     Боффа Дж. От СССР к России.- М., 1994.

3.     Зенькович Н. А. 1985 -1991 гг.: Что это было?- М., 2005.

4.     Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти 1945 – 1991.- М., 1998. Гл. 6 – 8.

5.     Согрин В.В. Политическая история современной России.- М., 1994.

 

Методические рекомендации по изучению темы:

   Изучение данной темы имеет ряд особенностей. Первая заключается в том, что она носит во-многом историко-политологический характер, так как связана с политическими процессами, которые протекают и сегодня. Отсутствует своеобразная «историческая дистанция», которая бы позволила более объективно оценить «перестройку» как историческое явление, отсюда – наличие сильного субъективного подхода к изучаемым явлениям. Вторая особенность состоит в отсутствии всего комплекса документов, которые бы дали возможность объективно и всесторонне проанализировать «перестройку». Иначе говоря, исторические споры будут продолжаться еще долго. В этом плане, несмотря на разноголосицу мнений, лицеист получает хорошую возможность, опираясь на известные источники и взгляды, порассуждать самостоятельно и попытаться сформулировать свое видение проблемы. Назовите важнейшие этапы «перестройки».

   По первому вопросу -  необходимо выяснить, существовали ли причины, связанные с необходимостью общественно-политических перемен. Какие взгляды на дальнейшее развитие в начале 80-х годов существовали в советской партийно-государственной элите? В чем причины выдвижения М.С. Горбачева и его прихода к власти? Изложите взгляды М.С. Горбачева на необходимость перемен.

   Разбирая второй вопрос, важно показать основные направления и конкретные шаги по реформированию партийно-государственной системы.

Можно ли говорить о продуманной концепции реформирования сложившейся системы? Обратите внимание на изменение общественного сознания, появления новых общественно-политических сил и их воздействия на «перестройку» в условиях «гласности» и «демократизации» советского общества. Какие процессы происходили в КПСС? Охарактеризуйте развитие и проявления политической борьбы в этот период.

   В третьем вопросе следует связать развитие общественно-политических процессов с развитием национальных отношений. Объясните, почему с развитием «перестройки» обострился кризис в национальных отношениях, расскажите о конкретных событиях. Как процессы «суверенизации» повлияли на развитие союзного государства? Какова была реакция партийно-государственного руководства на обострение межнациональных отношений? Почему М.С. Горбачеву не удалось реформировать союзное государство?

   Изучая два первых вопроса, покажите связь общественно-политических процессов, происходивших в СССР с социально-экономическими и международными факторами.

   Завершая работу с темой, поразмышляйте над вопросом: почему заявленные М.С. Горбачевым идеи реформирования страны на практике привели к краху партийно-государственной системы и распаду СССР. Уясните  хронологию важнейших событий июня – декабря 1991 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XXXXI ВВ.

1.     Социально-экономическое развитие России в начале XX века.

2.     Государственный строй и внутренняя политика самодержавия до революции 1905 г.

3.     Общественная мысль и политическая борьба в начале XX века (до революции 1905 года).

4.     Внешняя политика России в начале XX в. Русско-японская война.

5.     Революция 1905-1907 гг. в России: причины, этапы, события, итони, оценки.

6.     Третьеиюньская монархия в России: внутренняя политика, реформы П.А. Столыпина.

7.     Общественная мысль и политическая борьба в 1907 – 1914 гг.

8.     Внешняя политика России в 1905 – 1914 гг.: направления, события, проблемы.

9.     Россия в I Мировой войне: причины, характер, военные действия.

10.                                                                                      Внутреннее положение России в годы I Мировой войны.

11.                                                                                      Культура России в начале XX века.

12.                                                                                      Февральская буржуазно-демократическая революция.

13.                                                                                      Россия в условиях двоевластия.

14.                                                                                      Приход большевиков к власти и создание Советского государства.

15.                                                                                      Брестский мир.

16.                                                                                      Гражданская война: причины, характеристика основных этапов.

17.                                                                                      Советское государство в годы гражданской войны: внутренняя политика.

18.                                                                                      «Белое дело»: идеи, события, оценки.

19.                                                                                      Причины перехода страны к НЭПу; сущность, значение, оценки НЭПа.

20.                                                                                      Социально-экономическое развитие страны в годы НЭПа.

21.                                                                                      Общественная мысль и внутренняя политика в годы НЭПа. Государство и церковь.

22.                                                                                      Образование СССР и национально-государственные отношения в 20-е годы.

23.                                                                                      Внутрипартийная борьба в 20-е годы. И.В. Сталин.

24.                                                                                      Внешняя политика СССР в 20-е годы.

25.                                                                                      Общественная жизнь в СССР в конце 20-х - 30-е гг.

26.                                                                                      Индустриализация в СССР.

27.                                                                                      Коллективизация сельского хозяйства в СССР.

28.                                                                                      Внешняя политика СССР в конце 20-х – 30-е гг.

29.                                                                                      Советская культура в 20 – 30-е гг.

30.                                                                                      Причины и начало Великой Отечественной войны.

31.                                                                                      Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

32.                                                                                      Военные действия в 1944 – 1945 гг. Победоносное завершение Великой Отечественной войны.

33.                                                                                      Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

34.                                                                                      Советская внешняя политика в годы Великой Отечественной войны.

35.                                                                                      Социально-экономическое развитие СССР в 1945 - 1953 гг.

36.                                                                                      Общественно-политическая и культурная жизнь страны в 1945 – 1953 гг.

37.                                                                                      Советский Союз в послевоенном мире (1945 – 1953 гг.) . Начало «холодной войны».

38.                                                                                      Общественно-политическая жизнь страны в 1953 – 1964 гг.

39.                                                                                      Экономическое и социальное развитие страны в 1953 – 1964 гг.

40.                                                                                      Культурная жизнь страны в годы «оттепели».

41.                                                                                      Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.

42.                                                                                      Экономическое и социальное развитие страны в 1964 – начале 80-х годов.

43.                                                                                      Общественно-политическая жизнь СССР в 1964 – начале 80-х гг.

44.                                                                                      Культурная жизнь страны в 1964 – начале 80-х гг.

45.                                                                                      Внешняя политика СССР в 1964 – начале 80-х гг.

46.                                                                                      Социально-экономическая жизнь страны в период «перестройки».

47.                                                                                      Общественно-политическая и культурная жизнь СССР в 1985 – 1991 гг. Причины распада СССР.

48.                                                                                      Внешняя политика СССР в 1985 – 1991 гг.

49.                                                                                      Экономическая и социальная жизнь России на современном этапе.

50.                                                                                      Общественно-политическая и духовная жизнь России на современном этапе.

51.                                                                                      Современная Россия в мире: направления и проблемы внешней политики.

 

Hosted by uCoz