ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Какие права связаны с правом на образование?

     Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:

1)      на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;

2)      на получение образования в соответствии с установленными стандартами;

3)      на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребен­ка;

4)  на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;

5)      на обучение, осуществляемое на современной учебно-мате­риальной базе;

6)      на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе — среднего профессионального, высшего профессионального обра­зования в государственных и муниципальных образовательных уч­реждениях;

7)      на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;

8)      на добровольное участие в трудовой деятельности по благоуст­ройству школы;

9)      на получение дополнительных (в том числе платных) обра­зовательных услуг;

 

10)    на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;

11)    на равные права с другими при поступлении в образо­вательные учреждения следующего уровня;

12)    на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессиональ­ного образования;

13)    на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;

14)    на оставление общеобразовательного учреждения до полу­чения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет, с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управ­ления образованием;

15)    на продолжение образования в образовательном учреждении получающих образование в семье при условии положительной ат­тестации и решения родителей, либо лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;

16)  на перевод в другое образовательное учреждение, peaлизующее образовательную программу соответствующего уровня, I при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;                                                                                    

17)  на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его уставом;

18)  на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;

19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Имеют ли право родители потребовать, чтобы было оценено со­ответствие государственным стандартам качества обучения и пи­тания детей, которые они получают в школе, интернате и т. д. ?

Да, имеют.

Каким образом должна поддерживаться дисциплина в образова­тельном учреждении?

Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспи­танников, педагогов. Применение методов физического и психи­ческого насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

Что следует признавать насилием по отношению к ученику?

Физическое насилие это применение физической силы к ученику.

Психическое насилие не имеет точного определения. Формами психического насилия являются:

Представим себе, что работник школы или другого образователь­ного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в про­верке, которая проводится по этой жалобе?

Ученики (кроме тех, кто учится в начальной школе) вправе хо­датайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о праве делегировать своего представите­ля для проведения дисциплинарного расследования — ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если уче­ники с решением администрации не согласны, они вправе обра­титься за помощью в уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления образованием, или к специа­листам по охране прав детей.

Имеют ли право ученики проводить в школе собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?

Да, имеют, но только во внеучебное время. При этом адми­нистрация учебного учреждения не вправе препятствовать проведе­нию таких мероприятий, но при двух условиях: во-первых, если вы­борными представителями учеников выполнены условия проведе­ния митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых, если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитатель­ному процессу и не нарушают российского законодательства.

С какого возраста дети могут создавать в школе или другом учреж­дении, где они обучаются, собственные общественные организации?

Такое право имеют все дети старше 8 лет. С этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать дого­вор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.

Как ознакомиться с уставом или правилами внутреннего распо­рядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должно­стных лиц, отвечающих за защиту прав детей?

Уставы и вся указанная информация должна быть доступна (выве­шена на стенде и т. п.) в школе и любом другом учебном учреждении.

Что такое семейное образование? Какие права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?

Семейное образование является новой для нас формой получе­ния образования. Семейное образование — организация образова­ния в семье силами родителей, родственников, приглашенных пе­дагогов с помощью образовательного учреждения.

Родители (законные представители) имеют следующие обя­занности:

·          заключить договор с образовательным учреждением;

·          определить организационную форму семейного образования;

·         обеспечить освоение ребенком общеобразовательных программ;

·         подготовить ребенка к прохождению обязательной итоговой аттестации в 9-м и 11 -м классах.

Права родителей (законных представителей):

·                 ознакомиться с приказом о зачислении ребенка в обще­образовательное учреждение;

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Обязанности, как правило, связаны с ответственностью. Если обязанности не выполняются — наступает ответственность.

Перечислим некоторые (но не все) обязанности несовер­шеннолетних.

·          После достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит не­сение военной службы, он может заменить обязательную воен­ную службу на альтернативную гражданскую службу.

Обязанности обучающихся в образовательном процессе опре­деляются уставом и другими локальными актами образовательных учреждений.

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко вре­мени совершения преступления 16-летнего возраста.

С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

·       в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, а по преступлениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, — в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;

·       в комиссиях по делам несовершеннолетних — на лиц, со­вершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет — общественно опасные действия (имеющие признаки преступле­ния), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса.

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения админис­тративного правонарушения.

К совершившим в возрасте от 16 до 18 лет такие правона­рушения, как:

·          приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,

К лицам, совершившим такие виды административных право­нарушений, как:

Существуют следующие виды административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который явился ору­дием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на управление транспортными средствами либо права охо­ты, исправительные работы сроком от 15 дней до 2 месяцев с удер­жанием до 20% зарплаты, административный арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвали­дам I и II групп административный арест применяться не может.

Кроме того, комиссии по делам несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возра­сте от 14 до 18 лет — в спецпрофучилище.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут ма­териальную ответственность за причиненный ими вред. За вред, причиненный малолетними (не достигшими 14 лет), имуществен­ную ответственность несут родители или лица, их заменяющие.

·       За совершение противоправных действий, грубое и неоднок­ратное нарушение устава школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исклю­ченного ученика в месячный срок принимают меры, обеспечива­ющие его трудоустройство или продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение несовершеннолетнего из общеобразовательной школы возможно только с согласия район­ной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Право на образование взаимосвязано со всеми правами человека:

·     с гражданскими и политическими правами на свободу выра­жения своего мнения, мысли, совести, религии, а также полити­ческих убеждений;

·     с социальными правами человека, поскольку оно дает ему возможность принимать активное участие в жизни свободного об­щества и доступ к профессиональным и иным знаниям, необходи­мым для того, чтобы стать членом общества;

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Общепризнанные права человека, закрепленные в меж­дународных и российских нормативно-правовых актах, рас­пространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профес­сиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой кате­гории работников. Конституция Российской Федерации педаго­гическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должно­стях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.

Педагогические работники образовательных учреждений име­ют право:

·          на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;

Также они имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы.

Должностные обязанности педагогических работников от­ражены в тарифно-квалификационных характеристиках (тре­бованиях) к работникам учреждений образования, а также под­робно регламентируются уставом образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Работники образовательных учреждений обязаны:

·       уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения че­ловеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;

·         соблюдать права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период образовательного процесса;

·       осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы, методы и средства обучения;

·       реализовывать образовательные программы и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

·       способствовать социализации, формированию общей куль­туры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных программ;

·       стремиться к достижению максимально высокого уровня своей профессиональной работы;

·       проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана образовательного уч­реждения.

Педагогические работники должны знать:

·       Конвенцию о правах ребенка, Конституцию Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты по вопросам образования;

·       основы общетеоретических дисциплин в объеме, необхо­димом для решения педагогических, научно-методических, орга­низационно-управленческих задач и специальных дисциплин (пе­дагогика, психология, возрастная физиология, школьная гигие­на, методика преподавания предмета и воспитательной работы);

·       основы права, научной организации труда;

·       основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

·       программы и учебники, средства обучения и их дидакти­ческие возможности, требования к оснащению и оборудованию кабинетов;

·       правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Ответственность работников образовательных учреждений.

За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреж­дений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя, на него могут быть возложены следующие дисципли­нарные взыскания:

Основания для прекращения трудового договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого, ос­нованиями для увольнения педагогического работника по ини­циативе администрации являются:

·       повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

·       применение, в том числе однократное, методов воспита­ния, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника, за ис­ключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педаго­гической деятельностью, или при необходимости защиты инте­ресов учащихся.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществ­лять надзор за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.

Hosted by uCoz