ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
Какие права связаны с правом на образование?
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
1) на выбор образовательного учреждения или
образовательной программы;
2) на получение образования в соответствии с установленными
стандартами;
3) на обучение в
условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
4) на уважение своего человеческого достоинства,
уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной
базе;
6) на получение впервые бесплатного начального,
основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе —
среднего профессионального, высшего профессионального образования в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных
библиотек;
8) на добровольное участие в
трудовой деятельности по благоустройству
школы;
9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных
услуг;
10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую
помощь в процессе образования;
11) на равные права с другими при поступлении в образовательные
учреждения следующего уровня;
12) на перевод (с согласия родителей) в другие
образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности
общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
13) на получение образования (основного общего) на родном
языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения
основного общего образования, по достижении возраста 15 лет, с согласия
родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
15) на продолжение образования в образовательном учреждении получающих образование в семье
при условии положительной аттестации и решения родителей, либо лиц их
заменяющих, на любом этапе обучения;
16)
на перевод в другое образовательное учреждение, peaлизующее
образовательную программу соответствующего уровня, I при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся
аттестации;
17)
на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его
уставом;
18)
на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
19) на свободное посещение мероприятий, не
предусмотренных учебным планом.
Более подробно права учащихся в
образовательном процессе регламентируются уставом и локальными актами
образовательного учреждения.
Имеют ли право родители потребовать, чтобы
было оценено соответствие государственным стандартам качества обучения и питания
детей, которые они получают в школе, интернате и т. д. ?
Да, имеют.
Каким образом должна поддерживаться
дисциплина в образовательном учреждении?
Дисциплина в образовательном учреждении
поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников,
педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению
к обучающимся, воспитанникам не допускается.
Что следует признавать насилием по
отношению к ученику?
Физическое насилие — это применение физической силы к ученику.
Психическое насилие не имеет точного определения. Формами
психического насилия являются:
Представим себе, что работник школы или
другого образовательного учреждения ущемляет права ребенка. Учащиеся написали
на него жалобу администрации. Могут ли учащиеся участвовать в проверке,
которая проводится по этой жалобе?
Ученики (кроме тех, кто учится в начальной
школе) вправе ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования в отношении
этого работника с участием выборных представителей учащихся. Но речь идет не о
праве делегировать своего представителя для проведения дисциплинарного
расследования — ходатайство может быть удовлетворено, но может быть и отклонено. Если ученики с
решением администрации не согласны, они вправе обратиться за помощью в
уполномоченные органы государственной власти, то есть в органы управления
образованием, или к специалистам по охране прав детей.
Имеют ли право ученики проводить в школе
собрания и митинги, если считают, что их права нарушены?
Да, имеют, но только во внеучебное время. При этом администрация учебного
учреждения не вправе препятствовать проведению таких мероприятий, но при двух
условиях: во-первых, если выборными представителями учеников выполнены
условия проведения митингов или собраний, установленные уставом школы, во-вторых,
если эти мероприятия не препятствуют учебному или воспитательному процессу
и не нарушают российского законодательства.
С какого возраста дети могут создавать в
школе или другом учреждении, где они обучаются, собственные общественные
организации?
Такое право имеют все дети старше 8 лет. С
этими организациями администрация школы (учебного учреждения) может заключать
договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка.
Как ознакомиться с уставом или правилами
внутреннего распорядка школы, узнать адреса и телефоны органов власти и должностных
лиц, отвечающих за защиту прав детей?
Уставы и вся указанная информация должна
быть доступна (вывешена на стенде и т. п.) в школе и любом другом учебном учреждении.
Что такое семейное образование? Какие
права и обязанности имеют родители при выборе этой формы образования?
Семейное образование является новой для
нас формой получения образования. Семейное образование — организация образования
в семье силами родителей, родственников, приглашенных педагогов с помощью
образовательного учреждения.
Родители (законные представители) имеют
следующие обязанности:
·
заключить договор с образовательным
учреждением;
·
определить организационную форму семейного
образования;
·
обеспечить освоение ребенком
общеобразовательных программ;
·
подготовить ребенка к прохождению обязательной
итоговой аттестации в 9-м и 11 -м классах.
Права родителей (законных представителей):
·
ознакомиться
с приказом о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение;
ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
Обязанности, как правило, связаны с
ответственностью. Если обязанности не выполняются — наступает ответственность.
Перечислим некоторые (но не все)
обязанности несовершеннолетних.
·
После
достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие
оснований для освобождения или отсрочки от призыва, подлежат призыву на военную
службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника противоречит несение
военной службы, он может заменить обязательную военную
службу на альтернативную гражданскую службу.
Обязанности обучающихся в образовательном
процессе определяются уставом и другими локальными актами образовательных
учреждений.
Несовершеннолетние при определенных
условиях несут уголовную, административную, дисциплинарную, материальную
ответственность.
Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени
совершения преступления 16-летнего возраста.
С 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответственности
за совершение двадцати видов преступлений, в том числе:
Дела на несовершеннолетних
рассматриваются:
· в судах — на лиц, совершивших преступление
в возрасте 16 лет, а по преступлениям, за которые ответственность установлена с
14 лет, — в порядке особого производства по делам несовершеннолетних;
· в комиссиях по делам несовершеннолетних —
на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие
признаки преступления) и в возрасте от 14 до 16 лет — общественно опасные
действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20
Уголовного кодекса.
Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с
16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения.
К совершившим в
возрасте от 16 до 18 лет такие правонарушения, как:
·
приобретение,
хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ,
К лицам, совершившим такие виды
административных правонарушений, как:
Существуют следующие виды
административного наказания: предупреждение, штраф, изъятие предмета, который
явился орудием или объектом нарушения, конфискация предмета, лишение права на
управление транспортными средствами либо права охоты, исправительные работы
сроком от 15 дней до 2 месяцев с удержанием до 20% зарплаты, административный
арест на срок до 15 суток. Однако к подросткам, беременным женщинам или инвалидам
I и II групп административный арест применяться не может.
Кроме того, комиссии по делам
несовершеннолетних могут применить довольно широкий перечень мер воздействия, в
том числе направить в учебно-воспитательное учреждение, а в возрасте от 14 до
18 лет — в спецпрофучилище.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18
лет несут материальную ответственность за причиненный ими вред. За вред,
причиненный малолетними (не достигшими 14 лет), имущественную ответственность
несут родители или лица, их заменяющие.
·
За
совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава
школы ученик, достигший 14 лет, может быть исключен из школы по решению органа
управления школой. Органы местного самоуправления совместно с родителями исключенного
ученика в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или
продолжение образования в другом образовательном учреждении. Исключение
несовершеннолетнего из общеобразовательной школы
возможно только с согласия районной (городской) комиссии по делам
несовершеннолетних.
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В системе прав и свобод человека и
гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее
положение. Право на образование взаимосвязано со всеми правами человека:
· с гражданскими и политическими правами на
свободу выражения своего мнения, мысли, совести, религии, а также политических
убеждений;
· с социальными правами человека, поскольку
оно дает ему возможность принимать активное участие в жизни свободного общества
и доступ к профессиональным и иным знаниям, необходимым для того, чтобы стать
членом общества;
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Общепризнанные права человека,
закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются
на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с
тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права
и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории
работников. Конституция Российской Федерации педагогическую работу относит к
творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на
выборных должностях в представительных органах власти, судах, на муниципальной
и государственной службе.
Педагогические работники образовательных
учреждений имеют право:
·
на
защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы,
которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей
учителя;
Также они имеют право на
один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50%
получаемой заработной платы.
Должностные обязанности педагогических
работников отражены в тарифно-квалификационных характеристиках (требованиях)
к работникам учреждений образования, а также подробно регламентируются уставом
образовательного учреждения и правилами внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения.
Работники образовательных учреждений
обязаны:
· уважать личность ребенка, его право на
выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого
достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по
отношению к ученикам;
·
соблюдать
права и свободы учащихся, обеспечивать охрану их жизни и здоровья в период
образовательного процесса;
· осуществлять обучение и воспитание с учетом
специфики преподаваемого предмета, используя при этом разнообразные приемы,
методы и средства обучения;
· реализовывать образовательные программы и
обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям
государственного образовательного стандарта;
· способствовать социализации, формированию
общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению
профессиональных программ;
· стремиться к достижению максимально
высокого уровня своей профессиональной работы;
· проявлять готовность к участию в
мероприятиях с учащимися и родителями, выходящих за рамки плана
образовательного учреждения.
Педагогические работники должны знать:
· Конвенцию о правах ребенка, Конституцию
Российской Федерации, федеральные и региональные законы и подзаконные акты по
вопросам образования;
· основы общетеоретических дисциплин в
объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических, организационно-управленческих
задач и специальных дисциплин (педагогика, психология, возрастная физиология,
школьная гигиена, методика преподавания предмета и воспитательной работы);
· основы права, научной организации труда;
· основные направления и перспективы
развития образования и педагогической науки;
· программы и учебники, средства обучения и
их дидактические возможности, требования к оснащению и оборудованию кабинетов;
· правила и нормы охраны труда, техники
безопасности и противопожарной защиты.
Ответственность работников образовательных
учреждений.
За нарушение норм трудового распорядка,
профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений,
связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и
уголовную ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка,
т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине
учителя, на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:
Основания для прекращения трудового
договора (увольнения) предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого,
основаниями для увольнения педагогического работника по инициативе
администрации являются:
· повторное в течение одного года грубое
нарушение устава образовательного учреждения;
· применение, в том числе однократное,
методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над
личностью обучающегося, воспитанника.
Дисциплинарное расследование нарушений
педагогическим работником норм профессионального поведения и (или) устава
образовательного учреждения может быть проведено только по поступившей на него
жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы обязательно должна вручаться
педагогическому работнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его
результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия
заинтересованного педагогического работника, за исключением случаев, ведущих к
запрещению заниматься педагогической деятельностью, или при необходимости
защиты интересов учащихся.
За неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или
другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор
за несовершеннолетними, если это деяние соединено с жестоким обращением,
установлена уголовная ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации
предусматривает в качестве меры уголовного наказания лишение права заниматься
определенной деятельностью на срок от одного года до пяти лет.