ВВЕДЕНИЕ
Программирование
– разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.

Программирование бывает системным (операционные системы, утилиты и пр.)  и прикладным (редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы и пр.).

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.

Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

Система программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.

Разработка любой программы начинается с построения алгоритма решения задачи.

Всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя. В качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на языке Паскаль.

Команду алгоритма, записанную на языке программирования, принято называть оператором.

Компьютер–исполнитель работает с определенными данными по определенной программе. Данные – это множество величин.

Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти. Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) называется величиной.

Существуют три основных типа величин, с которыми работает компьютер: числовой, символьный и логический.

Числовые величины делятся на переменные и константы.

Константы записываются своими десятичными значениями, например: 23; 3,5; 34. Значение константы остается неизменным в течение работы программы.

Переменные обозначаются символическими именами. Эти имена называют идентификаторами. Идентификатор может быть одной буквой, множеством букв, сочетанием букв и цифр и т.д. Примеры: A, X, B3, prim, r25 и т.п.

Всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен.

Любой алгоритм работы с величинами может быть составлен из следующих команд:

·        Присваивание;

·        Ввод;

·        Вывод;

·        Обращение к вспомогательному алгоритму;

·        Цикл;

·        Ветвление.

Команда присваивания

Переменная величина получает свое значение в результате выполнения команды присваивания или команды ввода.

Записывать её будем так:

<переменная>:=<выражение>

Значок «:=» читается «присвоить».

Например:        z:=x+y

Компьютер сначала вычисляет выражение, затем результат присваивает переменной, стоящей слева от знака «:=».

Пример:

А:=1 

В:=2

С:=А       С:=1

А:=В       А:=2

В:=С       В:=1

Результат выполнения команд присваивания:

 А=2, В=1, С=1

 

 Свойства операции присваивания:

·        Пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;

·        Значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;

·        Новое значение, присвоенной переменной, заменяет её предыдущее значение.

 

Команда ввода

Значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, как правило, задаются вводом.

 

Команда ввода в описаниях алгоритмов выглядит так:

ввод <список переменных>

Например:     ввод А, В, С

При вводе с клавиатуры необходимых данных пользователь должен отделять их друг от друга пробелами.

 

Команда вывода

Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.

 

Команда вывода в алгоритмах записывается так:

вывод <список вывода>

например:       вывод X1, X2

При этой команде значения переменных Х1 Х2 будут вынесены на устройство вывода (экран).

Пример простой программы

Необходимо создать алгоритм для вычисления площади прямоугольно треугольника, если известны длины его катетов.

На алгоритмическом языке это будет выглядеть так:

Программа начинается с заголовка т.е. слова алг и названия алгоритма площадь.

В этом алгоритме строка, стоящая после начала программы, т.е. вещ а, б, п  называется описанием переменных. Служебное слово вещ означает вещественный тип переменных.

Описание переменных

В алгоритмах указываются типы всех переменных.

Описание переменных имеет вид:

<тип переменных><список переменных>

Список переменных включает все переменные величины данного типа, обрабатываемые в алгоритме.

Далее в нашей программе с помощью оператора ввода пользователь определяет значения катетов, компьютер обрабатывает информацию, считает значение площади по формуле и с помощью оператора вывода выводит значение на экран.